Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых,
шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка
(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой
нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи,
новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид шнуровок:
пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или
мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны
отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по
созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид
шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые
предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная
мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например,
"Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей
всех современных детских игрушек со шнурками.
Для
того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия
игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна
успешно решать такая игра.
Когда
в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься
за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил
изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С.
Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они
прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним) приходит
к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года,
а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в
дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то
иностранный язык, письмо или математика.
Как
ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных
направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная
общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному
психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные,
творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем
пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из
баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы
была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с
большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной
функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка
психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять
внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется
и на той способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори
предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша
пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или
"нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в
игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших
мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими
психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом
"спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии
руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы,
например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать
в руки карандаш и закреплять навык.
Уже
давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной
речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью
развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным,
наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки.
Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами,
игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами
инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с
маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками,
маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной
потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики
и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и
внимательности.
Примеры игр со шнурками.
Итак,
мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать
игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать
малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд
игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной.
Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы
ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде
всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с
удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать,
шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы
совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его
играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых
игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании
взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже
малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно
"пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом
этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной
стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему
надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с
игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом,
ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и
несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более
усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных
цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка
научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной
обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования
ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу,
крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка
с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским
праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме
геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша
распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и
т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные
так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку,
ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет
обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К
большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие
схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и
орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может
выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной
деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное
ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или
попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме.
Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!