Развитие мелкой моторики как средство
улучшения речи.
У детей при ряде
речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная
недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны
с речевой функцией.
Сотрудники
Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития
речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук (М.М. Кольцова).
На
основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие
мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к
заключению, что формирование речевых областей происходит под влиянием
кинестетических импульсов от рук, а, точнее, от пальцев. Рекомендуется
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми, особенно при имеющихся
нарушениях речи.
Тренировку
пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Это может быть массаж
кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Производится разминание и
поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С 10 месяцев проводят активные
упражнения для пальцев рук.
Упражнения
подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются
в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в
завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за постановкой кисти руки
ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости
помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Народные
игры-потешки вызывают большой интерес у маленьких детей (например,
«Сорока-белобока»). Дети среднего и старшего дошкольного возраста заучивают
упражнения с более сложным речевым и динамическим сопровождением («Этот
пальчик»).
Упражнения
без речевого сопровождения тренируют также внимание, память ребенка
(«Слоненок», «Корни деревьев»).
Могут
быть использованы и другие упражнения с использованием природного, а также
игрового материала:
-прокатывание
деревянных или глиняных шариков различного диаметра, фасоли, орехов;