Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день.
КОМПЛЕКС
№ 1
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее
перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно
сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости,
ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная
ладонь на плоскости стола. Ребенок
выполняет пробу вместе с педагогом,
затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба
выполняется сначала правой рукой, потом —
левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при
затруднениях в выполнении педагог предлагает
ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух
или про себя.
3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак
разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой
и левой рук в течение 6—8 смен позиций.
Добивайтесь высокой скорости смены положений
4.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый листбумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При
выполнении этогоупражнения
почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5.Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа,
аправой рукой
— за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6.Змейка. Скрестите рукиладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайтепальцем, который укажетведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнениидолжны участвовать всепальцы обеих рук.
7.Горизонтальная восьмерка.
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы,
«стараясь их
вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то
к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10
раз.
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую
руку на уровне
глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в
воздухе этими пальцами
знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака
пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток
между
окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в
прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной
восьмерки»,
где это
случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо
добиваться плавного
движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения
нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной
восьмерки».
7, 8-я
неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта
языком