Воскресенье, 25.08.2019, 22:00
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Секреты кукловода [15]
Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет. © Данная статья была опубликована в № 23/2007 газеты "Дошкольное образование" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Риторика плюс театр [4]
Советы педагогам [7]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238
Главная » Статьи » На заметку » Риторика плюс театр

Программа «Риторика + театр». Объяснительная записка

Объяснительная записка

Программа «Риторика + театр» разработана как пропедевтический курс к программе обучения риторике в школе, созданной под руководством проф. Т.А. Ладыженской.

Это интегрированный курс, совмещающий в себе формы и методы, понятия и содержание таких учебных дисциплин, как риторика и театр. В программе используются идеи концепции Семилетней Единой Трудовой школы в части использования драматизации в процессе обучения; обучение актерскому мастерству по системе
К.С. Станиславского;
опыт, накопленный в области драмопедагогики и социоигрового стиля в обучении; опыт психологов и психотерапевтов, использующих в своей работе драмотерапию.

Программа выстроена в русле концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания.

В основе данной программы лежат:

концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В. Запорожцем. Согласно этой концепции основной путь развития ребенка — это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности;

теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным,
В.В. Давыдовым и др.
Согласно этой теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для дошкольника это прежде всего ИГРА. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, в первую очередь игровой, становление и развитие форм которой происходит к концу дошкольного возраста;

теория риторики Ю.В. Рождественского, в которой возрождение преподавания риторики рассматривается как общественная потребность, а речь определяется как инструмент развития общества. Задачами риторики, продиктованными спецификой современного информационного общества, являются умение быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давая себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу; умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам; это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

В решении обеих задач нужно опираться на культуру речи определенного общества. В этом состоит риторическая грамотность.

Так же программа опирается на работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней по психологии речи и мышления, психолингвистике и лингвопсихологии речевой деятельности. Методика обучения риторике выстроена, исходя из закономерностей развития речи детей.

Актерское мастерство является составной и абсолютно необходимой частью ораторского искусства. По определению величайшего авторитета в истории риторики Марка Туллия Цицерона, «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». В классическом риторическом каноне актерское, театральное исполнение речи — этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. Любая коммуникативная задача — как и ораторская — решается не только с помощью текста речи. Интонация играет в звучащей речи огромную роль. Умение действовать речью, разнообразно и точно выстраивая интонацию, выразительное использование невербальных средств общения (жестов, мимики, пластики), безупречная техника речи (дикция, речевое дыхание), умение владеть собой и достойно держаться перед публикой — все эти умения отрабатываются средствами театральной педагогики. Это актерские умения. Естественно, что упражнения, тренирующие данные умения, включены в той или иной мере во все курсы риторики.

Еще Л.С. Выготский в работе «Психология искусства» отметил родство игры и искусства. В основе и того, и другого лежит феномен подражания. Подражание определяется и как одна из самых ранних второстепенных потребностей в онтогенезе человека, и как инстинкт. Но и в том и в другом случае подражание оценивается как условие развития ребенка. Способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети. Особенно ярко эти способности проявляются в игре, которая является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. Другими словами, в естественной, органичной форме существования ребенка — в игре — уже заключен элемент театра, основа актерской игры — подражание. К.С. Станиславский рекомендовал актерам учиться актерскому мастерству и вере, наблюдая за детской игрой. Не менее важно, что деятельность, связанная с подражанием, приносит детям удовольствие.

Риторика общения — а именно эту часть риторики мы предлагаем дошкольникам — учит жизни в социуме, учит эффективному общению. И театр, в свою очередь, учит общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта — спектакля. Более того, в случае создания качественного продукта в общем переживании объединяются все участники театрального действа: и актеры, и зрители. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживания и со-чувствия, и со-творчества.

Эффективность действия и разнообразие влияния делают театр привлекательным в качестве средства обучения.

Грамотно организованная театральная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Психотерапевтическое воздействие театра строится на следующих качествах сценической игры. Участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события (на первый взгляд) не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актерам почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер драмы позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и чувства. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

Театр позволяет развиться творческому потенциалу личности ребенка. Эстетическое воздействие театрального искусства огромно и многопланово. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства собственно сценической игры, и художественное оформление спектакля (костюмы, реквизит, декорации), и музыка, используемая в спектакле.

Перевоплощение, действие на сцене в образе того или иного персонажа требуют от актера знания текста, характера героя, причин его поступков, создания в воображении максимально подробной обстановки и многого другого. Недаром К.С. Станиславский считал, что актер — самый внимательный читатель. Анализ текста — на доступном возрасту уровне — дети делают легко и заинтересованно, когда это нужно для драматизации. Предстоящая драматизация выступает как действенный мотив аналитической работы.

В процессе театральной деятельности детей получается продукт, причем продукт, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать.

Все перечисленные выше качества театра позволяют думать, что использование сценической игры как основного вида игровой деятельности, как средства обучения на занятиях риторикой будет и логично, и естественно, и желательно. А интеграция риторики и театра позволит создать такие условия обучения, при которых ребенок будет заниматься с удовольствием, в атмосфере творчества, игры, искусства.

Условия реализации программы

Программа «Риторика + Театр» может быть включена в качестве дополнительного курса в любую программу дошкольного образования и воспитания.

Для успешной работы по программе необходимо создать на занятиях такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя в безопасности, то есть достаточно защищенным психологически, более защищенным, чем обычно. Только в такой атмосфере начнут работать перечисленные выше возможности театральной деятельности. Педагог, работающий по программе, должен быть знаком с основами театрального искусства и приемами театральной педагогики. Приемы театральной педагогики должны быть адаптированы к возрасту детей.

Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 12 человек, желательно в специально отведенном для этого помещении.

Основные задачи курса:

— способствовать развитию речи детей;
— воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;
— развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
— развивать умение слышать собеседника;
— учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
— учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
— выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
— развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Это наиболее общие задачи, реализуемые в течение всего курса обучения, т.е. — четырех лет. Каждый год обучения обладает своей возрастной спецификой и, соответственно, рядом свойственных этому возрасту задач.

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на четыре года обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Первый год обучения — вторая младшая группа (дети в возрасте с 3 до 4 лет).

Второй год обучения — средняя группа (дети в возрасте с 4 до 5 лет).

Третий год обучения — старшая группа (дети в возрасте с 5 до 6 лет).

Четвертый год обучения — подготовительная группа (дети в возрасте с 6 до 7 лет).

Программа «Риторика + Театр» состоит из двух частей:

Первая часть — «Когда оживают сказки» — рассчитана на два первых года обучения.

Вторая часть — «Путешествие по стране Красноречия» — рассчитана на третий и четвертый годы обучения.

Названия частей программы отражают сюжетные линии курсов, выстроенных с учетом психофизических особенностей возраста детей. Каждой части соответствует комплекс средств, методов и приемов обучения и развития детей.

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний и умений в пяти общих для всех лет обучения разделах:

1. Общение.
2. Речевой этикет.
3. Техника речи.
4. Речевая деятельность.
5. Театр и театральная деятельность.

Занятия с детьми всех возрастов проводятся два раза в неделю, в рамках основной образовательной программы.

Первая часть программы — «Когда оживают сказки» — построена на игре в «оживление» сказок. Этот принцип является сквозным и для других частей программы. Введение любых знаний происходит через сочиненные или подобранные для данного случая сказки. Все сказки превращаются в сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации. В такой форме проходит процесс закрепления новых знаний и отработка умений.

Необходимый атрибут второй части программы «Путешествия по стране Красноречия» — карта страны Красноречия. На ней обозначены город Спасибоград, замок Волшебницы Речи, горы Творчества, пещера Голоса, речка Чистоговорка, долина Сказок, лес Пластики, полянка Мимики, море Фантазии, остров Театра, остров Художников и др. В форме путешествия проходят все занятия.

Методы, приемы и организация занятий

Все перечисленные выше качества инсценирования, театральной деятельности не проявятся только потому, что нечто назвали театром, спектаклем или игрой-драматизацией! В условиях команд: «Повтори, как я сказала!», «Делай так!» не может существовать раскрепощенная игра. А без ИГРЫ нет ТЕАТРА!

К сожалению, представления о сути театра у воспитателей чаще всего недостаточные, а иногда даже извращенные: все сводится к распределению ролей, заучиванию текста, к изготовлению костюмов, масок и декораций. Но если вам дали ноты, надели на вас фрак и посадили за рояль, божественная музыка не зазвучит.

Чтобы работать по программе «Риторика + Театр», необходимы знания о театре, о технологии актерского мастерства, о технологии режиссуры. Литературы по данным вопросам достаточно много. Прежде всего это книги К.С. Станиславского «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью»; П.М. Ершова «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология», «Искусство толкования»; Б.Е. Захавы «Мастерство актера и режиссера» и другие.

Но ребенок до 12 лет в силу психофизических особенностей не готов усваивать технологию актерского мастерства, разработанную для взрослых. Программа предлагает технологию игры-драматизации для дошкольников.

Под игрой-драматизацией здесь понимается сюжетно-ролевая игра, развитие которой идет по законам театрального искусства и с использованием средств данного вида творчества. Педагог является организатором и участником игры.

Термин «игра-драматизация», а не «театрализованная игра», выбран не случайно, а для того чтобы подчеркнуть равноправие двух частей термина — ИГРЫ и ДРАМАТИЗАЦИИ.

Прежде всего в игре-драматизации должна присутствовать ИГРА как свободная деятельность, совершающаяся не по принуждению.

Игра — естественная деятельность детства. Задача дошкольного образования — по мнению философа и педагога С.И. Гессена — состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры.

С точки зрения программы в игре-драматизации так же важен процесс — процесс «оживления» сказки.

Игра-драматизация по сказке включает от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.

Этапы игры-драматизации:

  • знакомство со сказкой;

  • освоение материала сказки по эпизодам;

  • проигрывание всей сказки целиком;

  • показ сказки зрителям;

  • сочинение писем в сказку.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Категория: Риторика плюс театр | Добавил: lb (04.12.2008)
Просмотров: 6396 | Рейтинг: 4.5/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz