Объяснительная записка
Программа «Риторика + театр»
разработана как пропедевтический курс к
программе обучения риторике в школе, созданной
под руководством проф. Т.А. Ладыженской.
Это интегрированный курс,
совмещающий в себе формы и методы, понятия и
содержание таких учебных дисциплин, как риторика
и театр. В программе используются идеи концепции
Семилетней Единой Трудовой школы в части
использования драматизации в процессе обучения;
обучение актерскому мастерству по системе
К.С. Станиславского; опыт, накопленный в
области драмопедагогики и социоигрового стиля
в обучении; опыт психологов и психотерапевтов,
использующих в своей работе драмотерапию.
Программа выстроена в русле концепции
личностно-ориентированного обучения и
воспитания.
В основе данной программы лежат:
— концепция самоценности
дошкольного периода развития, разработанная А.В.
Запорожцем. Согласно этой концепции основной
путь развития ребенка — это амплификация, т.е.
обогащение, наполнение процесса развития
наиболее значимыми именно для дошкольника
формами и способами деятельности, изменяющими и
перестраивающими его психику. Работа в русле
амплификации предполагает не ускорение развития
ребенка с помощью обучения (переход к возможно
раннему решению школьных задач), а расширение его
возможностей именно в дошкольных сферах
жизнедеятельности;
— теория деятельности,
разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным,
В.В. Давыдовым и др. Согласно этой теории
развитие ребенка осуществляется в процессе
различных деятельностей. Для дошкольника это
прежде всего ИГРА. Развитие способностей ребенка
делает его подлинным субъектом деятельности, в
первую очередь игровой, становление и развитие
форм которой происходит к концу дошкольного
возраста;
— теория риторики Ю.В.
Рождественского, в которой возрождение
преподавания риторики рассматривается как
общественная потребность, а речь определяется
как инструмент развития общества. Задачами
риторики, продиктованными спецификой
современного информационного общества, являются
умение быстро воспринимать речь во всех видах
слова и извлекать нужные смыслы для принятия
оперативных решений, не давая себя увлечь, сбить
на деятельность, невыгодную себе и обществу;
умение изобретать мысли и действия и облекать их
в такую речевую форму, которая отвечает
обстоятельствам; это значит уметь создавать
монолог, вести диалог и управлять им, управлять
системой речевых коммуникаций в пределах своей
компетенции.
В решении обеих задач нужно опираться
на культуру речи определенного общества. В этом
состоит риторическая грамотность.
Так же программа опирается на работы
Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, И.А.
Зимней по психологии речи и мышления,
психолингвистике и лингвопсихологии речевой
деятельности. Методика обучения риторике
выстроена, исходя из закономерностей развития
речи детей.
Актерское мастерство является
составной и абсолютно необходимой частью
ораторского искусства. По определению
величайшего авторитета в истории риторики Марка
Туллия Цицерона, «оратор есть тот, кто любой
вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно,
с достоинством при исполнении». В классическом
риторическом каноне актерское, театральное
исполнение речи — этап, на котором речь не только
произносится, но и разыгрывается с
соответствующим использованием жеста, мимики,
голосовых данных оратора. Любая коммуникативная
задача — как и ораторская — решается не только с
помощью текста речи. Интонация играет в звучащей
речи огромную роль. Умение действовать речью,
разнообразно и точно выстраивая интонацию,
выразительное использование невербальных
средств общения (жестов, мимики, пластики),
безупречная техника речи (дикция, речевое
дыхание), умение владеть собой и достойно
держаться перед публикой — все эти умения
отрабатываются средствами театральной
педагогики. Это актерские умения. Естественно,
что упражнения, тренирующие данные умения,
включены в той или иной мере во все курсы
риторики.
Еще Л.С. Выготский в работе «Психология
искусства» отметил родство игры и искусства. В
основе и того, и другого лежит феномен подражания.
Подражание определяется и как одна из самых
ранних второстепенных потребностей в онтогенезе
человека, и как инстинкт. Но и в том и в другом
случае подражание оценивается как условие
развития ребенка. Способностью к подражанию и
перевоплощению наделены все дети. Особенно ярко
эти способности проявляются в игре, которая
является основным и важнейшим видом
деятельности дошкольника. Другими словами, в
естественной, органичной форме существования
ребенка — в игре — уже заключен элемент театра,
основа актерской игры — подражание. К.С.
Станиславский рекомендовал актерам учиться
актерскому мастерству и вере, наблюдая за
детской игрой. Не менее важно, что деятельность,
связанная с подражанием, приносит детям удовольствие.
Риторика общения — а именно эту часть
риторики мы предлагаем дошкольникам — учит
жизни в социуме, учит эффективному общению. И
театр, в свою очередь, учит общению, которое
возникает в процессе создания единого, общего
продукта — спектакля. Более того, в случае
создания качественного продукта в общем
переживании объединяются все участники
театрального действа: и актеры, и зрители.
Театральная деятельность позволяет детям
накапливать опыт таких ситуаций, какие в
реальной жизни им не встречались, опыт чувств и
эмоций, опыт со-переживания и со-чувствия, и
со-творчества.
Эффективность действия и разнообразие
влияния делают театр привлекательным в
качестве средства обучения.
Грамотно организованная театральная
деятельность способна стать эффективным
средством борьбы со страхом публичного
выступления, средством воспитания уверенности в
себе у детей. Психотерапевтическое воздействие
театра строится на следующих качествах
сценической игры. Участники игры осознают
нереальность тех событий, которые они
изображают. То, что эти события (на первый взгляд)
не имеют к ним никакого отношения, повествуют не
о них, позволяет актерам почувствовать себя
раскованно и быть более естественными в
проявлении собственных чувств и мыслей.
Вымышленный характер персонажей, ситуаций и
игровой характер драмы позволяют усыпить
бдительность даже взрослого человека и раскрыть
его собственные желания и чувства. Таким образом,
театр позволяет ранимым и неуверенным в себе
детям стать смелее, решительнее, занять более
активную жизненную позицию. Успешный опыт на
сцене способствует успешному общению в жизни.
Театр позволяет развиться творческому
потенциалу личности ребенка. Эстетическое
воздействие театрального искусства огромно и
многопланово. Синтетическая природа театра
действует комплексно: влияние оказывает и
литературное произведение, которое
инсценируется, и выразительные средства
собственно сценической игры, и художественное
оформление спектакля (костюмы, реквизит,
декорации), и музыка, используемая в спектакле.
Перевоплощение, действие на сцене в
образе того или иного персонажа требуют от
актера знания текста, характера героя, причин его
поступков, создания в воображении максимально
подробной обстановки и многого другого. Недаром
К.С. Станиславский считал, что актер — самый
внимательный читатель. Анализ текста — на
доступном возрасту уровне — дети делают легко и
заинтересованно, когда это нужно для
драматизации. Предстоящая драматизация
выступает как действенный мотив аналитической
работы.
В процессе театральной деятельности
детей получается продукт, причем продукт,
обладающий качеством видимости, что само по
себе важно для всех людей и тем более значимо для
дошкольников, не умеющих читать и писать.
Все перечисленные выше качества
театра позволяют думать, что использование
сценической игры как основного вида игровой
деятельности, как средства обучения на занятиях
риторикой будет и логично, и естественно, и
желательно. А интеграция риторики и театра
позволит создать такие условия обучения, при
которых ребенок будет заниматься с
удовольствием, в атмосфере творчества, игры,
искусства.
Условия реализации программы
Программа «Риторика + Театр» может
быть включена в качестве дополнительного курса в
любую программу дошкольного образования и
воспитания.
Для успешной работы по программе
необходимо создать на занятиях такую атмосферу,
в которой ребенок будет чувствовать себя в
безопасности, то есть достаточно защищенным
психологически, более защищенным, чем обычно.
Только в такой атмосфере начнут работать
перечисленные выше возможности театральной
деятельности. Педагог, работающий по программе,
должен быть знаком с основами театрального
искусства и приемами театральной педагогики.
Приемы театральной педагогики должны быть
адаптированы к возрасту детей.
Занятия проводятся в группах
наполняемостью не более 12 человек, желательно в
специально отведенном для этого помещении.
Основные задачи курса:
— способствовать развитию речи детей;
— воспитывать у детей отношение к слову как
эффективному средству общения; учить
дошкольников пользоваться этим средством
успешно и уместно;
— развивать мыслительные способности детей,
воображение, фантазию;
— развивать умение слышать собеседника;
— учить вести беседу, отстаивать свою точку
зрения, подбирая для этого достойную
аргументацию;
— учить правилам речевого этикета и
способствовать тому, чтобы эти правила стали
нормой жизни детей;
— выработать у детей четкую дикцию, заложить
основы правильного речевого дыхания, формируя у
детей отношение к четкой и ясной речи как к
обязательной составляющей успешного общения;
— развивать актерские способности детей,
работая над выразительностью их речи, пластики,
мимики.
Это наиболее общие задачи, реализуемые
в течение всего курса обучения, т.е. — четырех
лет. Каждый год обучения обладает своей
возрастной спецификой и, соответственно, рядом
свойственных этому возрасту задач.
Структура и содержание программы
Программа рассчитана на четыре года
обучения в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Первый год обучения — вторая младшая
группа (дети в возрасте с 3 до 4 лет).
Второй год обучения — средняя группа
(дети в возрасте с 4 до 5 лет).
Третий год обучения — старшая группа
(дети в возрасте с 5 до 6 лет).
Четвертый год обучения —
подготовительная группа (дети в возрасте с 6 до 7
лет).
Программа «Риторика + Театр» состоит
из двух частей:
Первая часть — «Когда оживают сказки»
— рассчитана на два первых года обучения.
Вторая часть — «Путешествие по стране
Красноречия» — рассчитана на третий и четвертый
годы обучения.
Названия частей программы отражают
сюжетные линии курсов, выстроенных с учетом
психофизических особенностей возраста детей.
Каждой части соответствует комплекс средств,
методов и приемов обучения и развития детей.
Содержание всей программы подчинено
единому принципу расширения и углубления знаний
и умений в пяти общих для всех лет обучения
разделах:
1. Общение.
2. Речевой этикет.
3. Техника речи.
4. Речевая деятельность.
5. Театр и театральная деятельность.
Занятия с детьми всех возрастов
проводятся два раза в неделю, в рамках основной
образовательной программы.
Первая часть программы — «Когда
оживают сказки» — построена на игре в
«оживление» сказок. Этот принцип является
сквозным и для других частей программы. Введение
любых знаний происходит через сочиненные или
подобранные для данного случая сказки. Все
сказки превращаются в сюжетно-ролевые игры или
игры-драматизации. В такой форме проходит
процесс закрепления новых знаний и отработка
умений.
Необходимый атрибут второй части
программы «Путешествия по стране Красноречия» —
карта страны Красноречия. На ней обозначены
город Спасибоград, замок Волшебницы Речи, горы
Творчества, пещера Голоса, речка Чистоговорка,
долина Сказок, лес Пластики, полянка Мимики, море
Фантазии, остров Театра, остров Художников и др. В
форме путешествия проходят все занятия.
Методы, приемы и организация занятий
Все перечисленные выше качества
инсценирования, театральной деятельности не
проявятся только потому, что нечто назвали
театром, спектаклем или игрой-драматизацией! В
условиях команд: «Повтори, как я сказала!», «Делай
так!» не может существовать раскрепощенная игра.
А без ИГРЫ нет ТЕАТРА!
К сожалению, представления о сути
театра у воспитателей чаще всего недостаточные,
а иногда даже извращенные: все сводится к
распределению ролей, заучиванию текста, к
изготовлению костюмов, масок и декораций. Но если
вам дали ноты, надели на вас фрак и посадили за
рояль, божественная музыка не зазвучит.
Чтобы работать по программе «Риторика
+ Театр», необходимы знания о театре, о технологии
актерского мастерства, о технологии режиссуры.
Литературы по данным вопросам достаточно много.
Прежде всего это книги К.С. Станиславского
«Работа актера над собой» и «Работа актера над
ролью»; П.М. Ершова «Технология актерского
искусства», «Режиссура как практическая
психология», «Искусство толкования»; Б.Е. Захавы
«Мастерство актера и режиссера» и другие.
Но ребенок до 12 лет в силу
психофизических особенностей не готов
усваивать технологию актерского мастерства,
разработанную для взрослых. Программа
предлагает технологию игры-драматизации для
дошкольников.
Под игрой-драматизацией здесь
понимается сюжетно-ролевая игра, развитие
которой идет по законам театрального искусства и
с использованием средств данного вида
творчества. Педагог является организатором и
участником игры.
Термин «игра-драматизация», а не
«театрализованная игра», выбран не случайно, а
для того чтобы подчеркнуть равноправие двух
частей термина — ИГРЫ и ДРАМАТИЗАЦИИ.
Прежде всего в игре-драматизации
должна присутствовать ИГРА как свободная деятельность,
совершающаяся не по принуждению.
Игра — естественная деятельность
детства. Задача дошкольного образования — по
мнению философа и педагога С.И. Гессена — состоит
не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в
организации игры. В игре должна присутствовать импровизация,
неожиданность, парадоксальность. Игра
направлена против автоматизма и
заурегулированности. Это самоценное действие.
Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не
нацелены на результат, им достаточно того, что
они играют. Для них важен сам процесс игры.
С точки зрения программы в
игре-драматизации так же важен процесс — процесс
«оживления» сказки.
Игра-драматизация по сказке включает
от трех до десяти занятий в зависимости от
характера и длины произведения и от возраста
детей.
Этапы игры-драматизации:
знакомство со сказкой;
освоение материала сказки по
эпизодам;
проигрывание всей сказки целиком;
показ сказки зрителям;
сочинение писем в сказку.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
|