Урок
второй. Гласные и согласные
При образовании звуков в гортани
человека образуется тон. Тон — это музыкальный
звук. Для простоты объяснения детям его часто
называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона — из
голоса (или, по-старославянски, из «гласа»). Тогда
они называются гласными.
А могут состоять из шума или из шума с голосом
(тоном). Тогда они называются согласными.
Гласные — ртораскрыватели. Чем громче мы их
произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные —
ртосмыкатели. Чем громче надо их произнести, тем
плотнее надо сжать рот.
Типичные ошибки взрослых
Случается, что во время занятий на
произношение звуков взрослый предлагает малышу
придумать слова на какую-нибудь букву. Например,
на букву «Б» (бэ). Для ребенка, еще не умеющего
читать, задание сформулировано некорректно. Ведь
буква — это письменный знак. Чтобы придумать
слово на какую-нибудь букву, надо представлять,
как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с
дошкольниками — развивать умение малыша
различать звуки в словах. Поэтому лучше просить
детей придумывать слова, которые начинаются на
какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен
фигурировать именно звук, а не алфавитное
название буквы. Если вы хотите услышать от
ребенка слова на звук [б], то и произнести звук
надо четко и коротко, без всяких гласных
«добавок» вроде [э].
Материал подготовлен с
использованием учебной статьи М.В. Панова
|