Шестой урок мы закончили на том, что
количество фонем в русском языке не совпадает с
количеством букв русского алфавита. Фонем — 39,
букв — 33.
Больше всего не повезло мягким фонемам.
Урок седьмой
Кроме пар по глухости-звонкости,
согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Например, звуку [г] мягкую пару составит звук [г’],
для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф’].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар.
Например, звук [ц] не имеет мягкой пары: он всегда
твердый. Звук [ч’] всегда мягкий. А звук [i] вообще
не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое
произношение звука осуществляется за счет
приподнятости спинки языка и ее приближения к
передней части неба. А при произношении звука [i]
язык дополнительно не выгибается.)
Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’] не
имеют звонких пар.
Согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р],
[р’], [i] не имеют глухих пар. Они в любой позиции —
даже на конце слова — звучат звонко и называются
сонорными.
Не все различаемые нами мягкие звуки
являются фонемами. Не считаются фонемами [г’],
[х’], [к’]. Это связано с особенностями их
образования.
Всего согласных фонем 34.
Ошибки взрослых
Иногда можно слышать, как педагог
спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается
слово герой?» И тут же отвечает: «Запомни: со
звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно
слышится мягкий звук [г’]. Именно поэтому после
буквы «Г» пишется буква «Е» — чтобы
обозначить мягкость предшествующего согласного.
Важно научить ребенка различать твердые и мягкие
согласные, потому что это различение дает ключ к
использованию «Ь» и букв «Я», «Е», «Ю», «Е»,
служащих для обозначения мягкости согласных на
письме.
|