Специальная
(коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая
психофизиологические особенности развития детей с ограниченными
возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания,
обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает
научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и
дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания,
компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных
дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений,
которые занимаются решением как общих педагогических задач
(всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение,
трудовое обучение, профориентация), так и специфических: - коррекция
нарушений развития; - коррекционное обучение и воспитание; -
лечебно-профилактическая работа; - профессиональная подготовка по
доступной специальности; - социокультурная интеграция и адаптация. Дети
с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные
ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков
развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности
внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных
стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в
целом. Предметом специальной (коррекционной) педагогики является
исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со
специальными образовательными потребностями. Объектом выступают
определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или
иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся
специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и
школ-интернатов. Основными задачами коррекционной педагогики как науки
являются: 1. психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в
развитии; 2. изучение и обобщение передового педагогического опыта; 3.
разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и
коррекции психофизических недостатков аномальных детей. Коррекционная
педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: - сурдопедагогика
(от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей
с недостатками слуха; - тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) -
вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; -
олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы
воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; - логопедия (от
греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и
исправления недостатков речи. Специальная (коррекционная) педагогика,
связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских.
Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания
закономерностей функционирования человеческой психики и психического
развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и
воспитания нетипичных детей. Поскольку коррекционная педагогика
занимается вопросами изучения, образования и развития детей с
психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического
исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об
органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической
анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма),
патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и
течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки
о законах наследственности и наследственных заболеваниях),
психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение,
предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей
психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и
тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о
заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях
органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных
психических функций с использованием приемов компенсации дефекта
помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения
психической деятельности при патологических состояниях мозга).
Разработка фундаментальных методических основ образования и
социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и
специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую
психологические особенности детей с проблемами. Основные положения
обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика
разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и
делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная
(коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации
данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает
ее самостоятельной наукой.