Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки
тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и
специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого
педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой,определяющей
цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания
подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка.
Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее
категориальную систему, принципы, методы и формы организации
учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт,
коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и
технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и
воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их
дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия
в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-,
оли-гофренопедагогике, логопедии и др.).
Построение коррекционно-педагогической деятельности, организацию
дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно
осуществить, не зная природы дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив
причины его отклонений в поведении и развитии. Одним словом, без знаний
основ общей психологии человека трудно организовать
эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования
закономерностей психического развития ребенка показывают, что они
идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с
недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые
не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего
физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных
процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное
(фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и
необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к
констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии.
Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое
воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводят к
проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к
уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет
активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную
аномалию.
Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного,
необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место
законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного
детерминизма педагогических явлений и др.
В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование иследование воспитательных сил
общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей
общественных, государственных и частных организаций в целях создания
условий для развития и позитивной самореализации человека.
С социальной психологией прослеживается связь в том, что
она изучает закономерности поведения и деятельности людей,
обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также
разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.
Социология помогает в изучении закономерностей
становления, функционирования и развития общества в целом, социальных
отношений и социальных общностей.
Таким образом, мы видим довольно разностороннюю взаимосвязь
коррекционной педагогики с философскими и социально-педагогическими
науками, которая обусловливается и определяется теми задачами, которые
призвана решать коррекционная педагогика.
Как свидетельствуют исследования специалистов (Т.А.Власова,
М.С.Певзнер и др.), каждое отклонение, каждый дефект в развитии и
поведении имеют свои особенности, обусловленные как
социально-педагогическими, так и психологическими причинами. Поэтому
выявление специфических особенностей отклоняющегося развития,
обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания
этиопатогенеза, структуры дефекта, диагностических методик,
дифференциально-диагностических критериев, т.е. критериев отграничения
одних состояний от других. Психолого-педагогическое,
клинико-физиологическое исследование ребенка может быть продуктивным
только в том случае, если оно опирается на знание внутренних
закономерных связей между этиологией (причинной обусловленностью),
патогенезом (возникновение и развитие болезни), патофизиологическими
механизмами, клиническими и педагогическими проявлениями их у ребенка.
Одним словом, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда
эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской
психиатрии, невропатологии, патофизиологии, иммунологии, а также
офтальмологии, отоларингологии и других медицинских наук.
С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики является педиатрия,
которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию,
патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его
гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского
организма.
Источником многих отклонений в развитии ребенка является состояние его нервной системы, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии -
науки о структуре и функциях нервной системы человека. А чтобы
соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы, требуется
взаимосвязь с невропатологией - областью клинической медицины, изучающей заболевания нервной системы и ее роль в патологии других органов и систем.
Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза,
патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических
болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное
направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками,
имеющими отклонения в психическом развитии. Для более четкой оценки
отклонений, поиска оптимальных путей в решении вопросов их
предупреждения или преодоления необходима психопатология,
которая изучает основные общие закономерности проявления и течения
расстройств психической деятельности, занимается проблемами патогенеза
(природа типичных психопатологических процессов, их причины),
разрабатывает общие принципы восстановления (реабилитации) нарушенных
психических функций.
При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не
обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии,
которая выступает как комплекс психических воздействий на больного,
направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание
охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую
травматизацию.
Перечень взаимосвязей коррекционной педагогики и медицинских
отраслей знаний в Большой Медицинской Энциклопедии довольно велик. Нам
бы хотелось остановить внимание еще на двух аспектах, связанных с
нарушением сенсорной сферы ребенка. Это офтальмология, которая
определяет характер глазного заболевания, его течение, состояние
зрительных функций, и отоларингология, которая обеспечивает диагностику
слуховой патологии и лечебные мероприятия при заболевании органов слуха.
Мы только назвали и обозначили перечень тех областей научных знаний,
с которыми взаимосвязана коррекционная педагогика, показали лишь
некоторые аспекты их взаимодействия, но природа любого
психобиологического и физического явления многограннее, а сферы их
межнаучных контактов разнообразнее и богаче. Но задача основ
коррекционной педагогики в том и состоит, чтобы дать общее
представление, обозначить общий контур, представить ведущие направления
и тенденции, присущие данной области научных знаний.
|