Дизонтогенез - это
прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических
и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни,
неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов.
Конституциональный фактор - это общность темпа развития с кем-либо из родителей
или прародителей, которые, к примеру, также несколько позднее или раньше стали
говорить или ходить.
Неравномерность
развития зависит и от темпа развития психических процессов и особенностей
становления темперамента детей. Неравномерным будет становление темперамента у
детей при наличии разных, особенно контрастных, темпераментов родителей.
Вначале, как показывают наблюдения, может преобладать влияние холерического
(или флегматического) темперамента одного из них, вызывая некоторое ускорение
(или замедление) психического развития ребенка. В дальнейшем флегматический
(или холерический) темперамент другого родителя способен несколько замедлить
(или ускорить) темп развития, т. е. восстановить его до обычного, свойственного
большинству детей.
Темп развития
может снова меняться в подростковом возрасте, когда у одних подростков
нарастают подвижность, энергичность,
Психический дизонтогенез и его основные варианты.
Высшие психические функции (ВПФ) – это то главное, что
отличает психику человека от психики животного. ВПФ – это сложные
психологические процессы, которые социальны по своему происхождению,
формирующиеся при жизни, произвольны по способу своего осуществления и
опосредованные речью. Выделяется два уровня психических функций:
Натуральные психические явления – это те предпосылки
развития психики, с которыми человек рождается (передаются по наследству).
Культурные психические явления – эти психические явления
формируются под воздействием культуры человеческого общества. Под культурой
подразумеваются все достижения цивилизации. Главным достижением, которой
является владение речью и письменной речью.
Второй уровень ВПФ формируется при жизни. Механизм
формирования заключается в присвоении культурно-исторического опыта, знания
предыдущего поколения передается через речь и воспитание. Через это
представление теория Л.С. Выготского получила название
"Культурно-историческая теория происхождения и развития психики".
Дизонтогенез – нарушение формирования ВПФ в детском возрасте
(ВПФ формируется с отклонениями)
стремительность и возбудимость, а у других
усиливаются медлительность и заторможенность. Обычно только с окончанием
подросткового возраста можно говорить об индивидуально стабильном типе
темперамента.