Для
понимания сущности учебной деятельности необходимо проследить процесс её
становления в истории общества. Еще на заре человеческой истории возник особый
общественный феномен-культура , которая была призвана решать такую
общественно-педагогическую задачу, как создание, хранение и передача
подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального
поведения. Именно при решении этой задачив первобытном обществе возникали процессы обучения и воспитания молодежи.
Вместе с тем, уже в первобытном обществепроцессы обучения и воспитания приобрели относительно самостоятельный
характер. Это выражалось, например, в том, что «родовая община поручала
старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами,
традицией и историей рода».
Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде
количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более
совершенному его строению и функционированию.
Дизонтогенез - это
прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических
и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни,
неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов.
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает
психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной
работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии,
педагогики, медицины, нейропсихолингвистики, патопсихологии и др.). При
нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов,
состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в
коррекционно-воспитательной работе.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии
ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной
деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение
является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих
контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей
жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его
поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах
коллективной деятельности.
Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении
и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Логопедия является одним из разделов специальной
(коррекционной) педагогики. Термин логопедия образован от греческих слов: логос
(слово, речь) и пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает
«воспитание речи».