Речь - сложившаяся в процессе
исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная
языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее
средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная
функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций,
поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно
регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения
информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В
этом состоит общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в
онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в
своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его
чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи
формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь
предшествует монологической.
Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение)
реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение
устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд
функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции
различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная)
и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная.
В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей.
Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения,
для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие
обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном
мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности
ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для
решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном
этапе его развития.
Речь автономная детская.
Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению
речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом
искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды
(например, "коко" вместо "молоко", "кика"
вместо "киска" и пр.).
Характерными особенностями являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов,
их неопределенность и многозначность;
2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных
чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях
предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться
все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые
формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление
задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное
развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная
речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание"
под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и
коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в
замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное
разъединение детей.
Речь внутренняя.
Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления
про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В
наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач
в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством
ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание
и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий,
осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной
деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической
речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или
других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически
редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим,
с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая
речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая.
Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста,
занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью
вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение
эгоцентрической речи. от "Речи
для себя" (private
speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие
эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной
позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего.
"Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной
коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие
знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя"
полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого
обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная
ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием
плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных
действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии
ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным
содержанием действий.
Развитие речи
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится
на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения
с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не
умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение
речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование
избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное
выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка
речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность
к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап
развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний
взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи.
Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить
первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для
нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия
общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком,
деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми
элементами.
3. Совершенствование речи
как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения
говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых
событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических
конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое
богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими
людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо
и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря,
значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети
овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными
окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из
1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К
концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми
законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность
и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной
ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка:
она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений
связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению
речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение.
Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития
лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной,
так и письменной.