Окончательное
превращение учебно-воспитательного процесса в самостоятельную область
социальной жизни произошло в рабовладельческом обществе.
В
содержании учебной деятельности, связанной с теоретическими занятиями, прежде
всего необходимо учитывать историческую изменчивость содержания и форм
теоретического мышления и теоретических знаний. Так, Ф.Энгельс писал:
«Теоретическое мышление каждой эпохи… это – различные времена, очень различные
формы и вместе с тем очень различное содержание».
При
современнойсистеме школьное образование
имеет три ступени – начальное, неполное среднее и полное среднее образование.
Однако действительно массовый характер имеет лишь начальное образование.
Характеризуя
схему развития мышления младших школьников , Д.Б. Эльконин писал: «В действительности
эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного
развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы
обучения, внутри которой , во всяком случае, на начальных этапахглавенствующее место занимают эмпирические
сведения и слабо представленные способы усвоения знаний, опосредствованные
подлинными понятиями как элементами теории предмета.»
После
введения в нашей стране обязательного неполного, затем полного среднего
образования существенно изменялось значение начальной школы в жизни детей.
Психолого-педагогической задачей начальной школы стало формирование у младших
школьников потребности в учении и умении учиться.
Необходимость
изменения содержания и методов начального обучения в школе нашла свое отражение
в подходе ведущих специалистов этой области к процессу формирования понятий у
младших школьников. Так, М.Н. Скаткин полагает, что неправильно понимать
усвоение значений детьми только как пассивное восприятие и звучание сообщаемых
в готовом виде истин. Поддерживая необходимость включения в процесс обучения
младшихшкольников самостоятельного
решения или познавательных задач.
Позиции
М.Н.Скаткина в отношениинеобходимости
новых методов обучения в начальной школе и в отношении возможности и целесообразности
формирования у младших школьников теоретических понятий имеют принципиально
важное значение для дидактики, методики, детской и педагогической психологии,
призванных вместе эффективно решать проблемы развивающегося начального
обучения.
В
документах о реформе школы определены основные следующие цели и задачи
начального образования: «Начальная школа (I-IV классы)
призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование
прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного
письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать
добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду, любви к
Родине.»
По
моему мнению, создание в начальной школе надлежащих условий для формирования у
младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, в процессе
выполнения которой усвоение ими знаний и умений происходит на основе
содержательного обобщения, будетпроисходить в русле решения новых задач, поставленных школьной реформой
перед начальным образованием. В.В. Давыдов выделял три основные такие задачи:
во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших
школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых,
действительно прочные умения и навыки осознанного и выразительного чтения,
грамотного письма и хорошего счета формируются у детей при наличии у них
определенных теоретических знаний. В третьих, добросовестное отношение детей к
учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают
в процессе реального выполнения учебной деятельности.
Итак,
формирование у младшихшкольников
учебной деятельности связано с существенным повышением идейно-теоретического
уровня учебно-воспитательного процесса в начальной школе и способствует развитию
у них самостоятельного творческого мышления.