Пятница, 29.03.2024, 10:59
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
теория логопедии [12]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Главная » Статьи » Теория логопедии » теория логопедии

История развития учебной деятельности

Окончательное превращение учебно-воспитательного процесса в самостоятельную область социальной жизни произошло в рабовладельческом обществе.

В содержании учебной деятельности, связанной с теоретическими занятиями, прежде всего необходимо учитывать историческую изменчивость содержания и форм теоретического мышления и теоретических знаний. Так, Ф.Энгельс писал: «Теоретическое мышление каждой эпохи… это – различные времена, очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание».

При современной  системе школьное образование имеет три ступени – начальное, неполное среднее и полное среднее образование. Однако действительно массовый характер имеет лишь начальное образование.

Характеризуя схему развития мышления младших школьников , Д.Б. Эльконин писал: «В действительности эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы обучения, внутри которой , во всяком случае, на начальных этапах  главенствующее место занимают эмпирические сведения и слабо представленные способы усвоения знаний, опосредствованные подлинными понятиями как элементами теории предмета.»

После введения в нашей стране обязательного неполного, затем полного среднего образования существенно изменялось значение начальной школы в жизни детей. Психолого-педагогической задачей начальной школы стало формирование у младших школьников потребности в учении и умении учиться.

Необходимость изменения содержания и методов начального обучения в школе нашла свое отражение в подходе ведущих специалистов этой области к процессу формирования понятий у младших школьников. Так, М.Н. Скаткин полагает, что неправильно понимать усвоение значений детьми только как пассивное восприятие и звучание сообщаемых в готовом виде истин. Поддерживая необходимость включения в процесс обучения младших  школьников самостоятельного решения или познавательных задач.

Позиции М.Н.Скаткина в отношении  необходимости новых методов обучения в начальной школе и в отношении возможности и целесообразности формирования у младших школьников теоретических понятий имеют принципиально важное значение для дидактики, методики, детской и педагогической психологии, призванных вместе эффективно решать проблемы развивающегося начального обучения.

В документах о реформе школы определены основные следующие цели и задачи начального образования: «Начальная школа (I-IV классы) призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду, любви к Родине.»

По моему мнению, создание в начальной школе надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, в процессе выполнения которой усвоение ими знаний и умений происходит на основе содержательного обобщения, будет  происходить в русле решения новых задач, поставленных школьной реформой перед начальным образованием. В.В. Давыдов выделял три основные такие задачи: во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых, действительно прочные умения и навыки осознанного и выразительного чтения, грамотного письма и хорошего счета формируются у детей при наличии у них определенных теоретических знаний. В третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

Итак, формирование у младших  школьников учебной деятельности связано с существенным повышением идейно-теоретического уровня учебно-воспитательного процесса в начальной школе и способствует развитию у них самостоятельного творческого мышления.

 

 

Категория: теория логопедии | Добавил: lb (13.08.2009)
Просмотров: 2652 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz