Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область
научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики,
отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая
система, нет методологической основы для работы речевыми нарушениями на
психологическом уровне.
Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции
логопедии. Но логопедия - это науканарушениях речи, методах их предупреждения, выявлению и устранения
средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной
педагогике.
Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи,
лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным
углом зрения г соответствии с целями, задачами и средствами своей на уки. ‚
дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.
При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому речь — это прежде
всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано
формирование все остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо
рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и
слов, а как психический процесс коммуникации, И расстройство речи с точки
зрения коммуникативной теории это нарушение вербально коммуникации.
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает
психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной
работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии,
педагогики, медицины, нейропсихолингвистики, патопсихологии и др.). При
нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов,
состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в
коррекционно-воспитательной работе.
Являясь одной из составных частей специальной психологии,
логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и психологии
отклоняющегося речевою раз вития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В.
Кузнецова).
Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволит проводить
более углубленное исследование паралингвистических средств речевой деятельность
(интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невербального компонента общения
(мимика, жесты, позы прямые сенсорные и физические контакты), а также подробное
рассмотрение различных форм процесса коммуникации (контакты, общение, обмен
информацией, взаимодействие между людьми). Этот анализ вместо лингвистического
уровня распространяется на психологически и социально-психологический уровни
взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касается человека
вообще и тем более в рамках современнойгуманизации научных знаний.
Можно выделить несколько принципов системно-коммуникативной концепции.
Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, БФ.
Ломов), в том числе с позиции логопсихологии (О.В. Трошин), основан:
— на теории функционирования коммуникативных систем (и форм
коммуникативной дезадаптации);
— теории многоуровневого анализа коммуникативной деятельности (и ее
нарушений);
— системно-генетической теории развития коммуникативных способностей (и
онтогенеза ЗРР).
Данные теории базируются на следующих принципах:
— системной организации коммуникативного поведения,
социально-психологической адаптации процесса общения, успешности коммуникации
(внутрисистемных взаимодействий);
— структурной многоуровневости коммуникативной деятельности,
функциональной целостности речемыслительных процессов, межсистемного
взаимодействия в процессе коммуникации;
— развития коммуникативных систем, системного генеза коммуникативных
способностей, возрастной дифференциации индивидуальных стилей общения
Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость
создания:
— психодиагностических систем для многоуровневого исследования речевых
нарушений;
— психокоррекционных технологий для своевременной реабилитации речевых
отклонений, развития эмоциональной, речевой экспрессии, коммуникабельности,
социальной адаптации процесса общения;
— психолого-педагогической системы непрерывного со провождения на
разных возрастных этапах развития детей с ЗРР, последовательной компенсации
нарушений, профилактики вторичных отклонений с по следующей социальной
интеграцией.
Задачи логопсихологии:
— определение перспектив развития детей с нарушениями речи и
эффективных средств их воспитания и образования;
— разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить
первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний
(аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложны
недостатков развития);
— унификация категориального аппарата;
— углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений
психических процессов, возникших вследствие первичного речевого дефекта;
— изучение онтогенеза психических процессов при различных формах
речевых расстройств;
— ранняя профилактика, выявление и устранение на рушений психических
процессов у детей с речевыми нарушениями;
— творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов
обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детски
садах и школах;
— последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и
коррекции нарушений психических процессов, вследствие первичной речевой
патологии
— разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования,
внедрение в диагностический и коррекционный процессы компьютерной техники;
— анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной
логопсихологии.