Четверг, 28.03.2024, 15:14
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
теория логопедии [12]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Главная » Статьи » Теория логопедии » теория логопедии

Логопсихология, что она изучает


Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая система, нет методологической основы для работы речевыми нарушениями на психологическом уровне.

Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия - это наука  нарушениях речи, методах их предупреждения, выявлению и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения г соответствии с целями, задачами и средствами своей на уки. ‚ дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.


При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование все остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации, И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории это нарушение вербально коммуникации.

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии, педагогики, медицины, нейропсихолингвистики, патопсихологии и др.). При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в коррекционно-воспитательной работе.

Являясь одной из составных частей специальной психологии, логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и психологии отклоняющегося речевою раз вития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В. Кузнецова).

Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволит проводить более углубленное исследование паралингвистических средств речевой деятельность (интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невербального компонента общения (мимика, жесты, позы прямые сенсорные и физические контакты), а также подробное рассмотрение различных форм процесса коммуникации (контакты, общение, обмен информацией, взаимодействие между людьми). Этот анализ вместо лингвистического уровня распространяется на психологически и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касается человека вообще и тем более в рамках современной  гуманизации научных знаний.

Можно выделить несколько принципов системно-коммуникативной концепции.

1. Парадигма полисистемной коммуникации.

2. Динамичность психологических доминант коммуникативной метасистемы.

З. Полифункциональная теория коммуникативного взаимодействия.

4. Комплексность, системность психологического исследования процесса коммуникации.

5. Закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы.

6. Динамическая системная организация коммуникативных функций.

7. Полисиндромная диагностика коммуникативных дезадаптаций.

Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, БФ. Ломов), в том числе с позиции логопсихологии (О.В. Трошин), основан:

— на теории функционирования коммуникативных систем (и форм коммуникативной дезадаптации);

— теории многоуровневого анализа коммуникативной деятельности (и ее нарушений);

— системно-генетической теории развития коммуникативных способностей (и онтогенеза ЗРР).

Данные теории базируются на следующих принципах:

— системной организации коммуникативного поведения, социально-психологической адаптации процесса общения, успешности коммуникации (внутрисистемных взаимодействий);

— структурной многоуровневости коммуникативной деятельности, функциональной целостности речемыслительных процессов, межсистемного взаимодействия в процессе коммуникации;

— развития коммуникативных систем, системного генеза коммуникативных способностей, возрастной дифференциации индивидуальных стилей общения

Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость создания:

— психодиагностических систем для многоуровневого исследования речевых нарушений;

— психокоррекционных технологий для своевременной реабилитации речевых отклонений, развития эмоциональной, речевой экспрессии, коммуникабельности, социальной адаптации процесса общения;

— психолого-педагогической системы непрерывного со провождения на разных возрастных этапах развития детей с ЗРР, последовательной компенсации нарушений, профилактики вторичных отклонений с по следующей социальной интеграцией.

Задачи логопсихологии:

— определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств их воспитания и образования;

— разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложны недостатков развития);

— унификация категориального аппарата;

— углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений психических процессов, возникших вследствие первичного речевого дефекта;

— изучение онтогенеза психических процессов при различных формах речевых расстройств;

— ранняя профилактика, выявление и устранение на рушений психических процессов у детей с речевыми нарушениями;

— творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детски садах и школах;

— последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции нарушений психических процессов, вследствие первичной речевой патологии

— разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в диагностический и коррекционный процессы компьютерной техники;

— анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопсихологии.


Категория: теория логопедии | Добавил: Adm (28.10.2008)
Просмотров: 4928 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz