Что мы называем мышлением
В
обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения.
В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи
называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого
человек решает стоящую перед ним задачу.
В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения
требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же
задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот
из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия
человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления
у него лучше развит.
Виды мышления
Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек
использует логическое мышление.
Однако оно пригодно далеко не во всех случаях. Например, оно мало
поможет, если задача состоит в том, чтобы наиболее удобным образом
расставить мебель в комнате. В этом случае гораздо полезнее зрительно
представить себе разные возможные варианты и сравнить их между собой.
Такое мышление называют наглядно-образным
или просто образным. Образное мышление - это решение задач с использованием
наглядных представлений.
Существуют и другие виды мышления, соответствующие другим типам
задач. Сталкиваясь с новой незнакомой задачей, способ решения которой
заранее неизвестен, человек использует творческое
мышление. Обычно в нем переплетаются логические и образные
элементы, причем очень значительная роль принадлежит интуиции. В
некоторых случаях приходится прибегать к наглядно-действенному
мышлению. Его специфика в том, что оно в качестве необходимого элемента
включает практические пробы. Про людей, у которых хорошо развит
этот вид мышления, говорят, что у них «золотые руки».
Какой вид мышления лучше?
Давайте дадим ребенку такую задачу: «У девочки было три конфеты,
мама дала ей еще две. Сколько конфет у нее стало?» Второклассник
решит ее с помощью несложного рассуждения: «Три плюс два равняется
пяти». Дошкольник, еще не знающий арифметики, будет решать ее иначе.
Он представит себе все эти конфеты (две девочкины и три мамины)
и пересчитает их в уме так, как если бы они были нарисованы на картинке.
Ответ получится тот же самый - пять, но объяснить свое решение ребенок
не сможет. В ответ на вопрос «как ты узнал?» он скажет: «догадался»
или просто: «я знаю».
Для этой задачи математическое (словесное) мышление, которым воспользовался
второклассник, более удобно, чем образное, использованное дошкольником.
Однако существует немало задач, где образное мышление оказывается
более полезным. В частности, это относится к геометрическим задачам.
Чтобы успешно с ними справляться, необходимо уметь четко представлять
в уме геометрические фигуры.
Зачем нужны уроки рисования
Некоторые родители целиком сосредоточиваются на том, насколько
успешно ребенок обучается математике, чтению и письму. Они спешат
отучить младшего школьника от игр, не уделяют внимания рисованию,
лепке, конструированию. Нередко такие родители вообще не понимают,
для чего нужны в школе уровки рисования. «Все равно у моего ребенка
нет к этому способностей и художником он никогда не станет», - рассуждают
они.
Однако уроки рисования (как и другие «детские» занятия) нужны не
только для того, чтобы ребенок овладел навыками в данной области.
Они имеют и гораздо более общее значение. Подобные
занятия развивают образное мышление, способность представлять в
уме разнообразные ситуации. Это - необходимое условие гармоничного
умственного развития.
Развитие образного мышления
В «дошкольных» занятиях - рисовании, играх, конструировании из
кубиков - перед ребенком постоянно встают задачи, требующие представлять
себе что-то в уме. Благодаря этому у него развивается образное мышление.
Оно служит основой для формирования словесного, логического мышления,
которое необходимо для овладения большинством школьных предметов.
Обычно к моменту поступления в школу образное мышление достигает
уже довольно высокого уровня. Однако это не значит, что о его развитии
можно больше не беспокоиться. Оно еще отнюдь не завершено. Поэтому
«дошкольные» занятия полезны и в школьном возрасте.
Развитие логического мышления
В большинстве случаев рассуждения дошкольника лишены логики, хотя
по форме они могут казаться вполне разумными. «Вытри термометр одеколоном,
- говорит пятилетний Андрей, - а то Витя от меня заразится». Не
правда ли, звучит очень серьезно? Но дело в том, что температуру
собираются измерять не Вите, а Андрею. Вите ее измерили раньше.
Андрей уверен, что здорового человека можно заразить, если после
него измерить температуру больному, не протерев термометра.
Подлинная логика формируется, в основном,
в школьном возрасте. Очень большую роль в этом играет систематическое
школьное обучение. Знакомя детей с логикой выполнения действий (в
частности, при решении арифметических задач), мы развиваем их собственные
способности к логическому мышлению.
Формализм знаний
Формальными называют такие знания, которые ребенку не удается применить
на практике. Например, при формальном знании таблицы умножения ученик
не может решить задачу типа: «Если у каждого из четырех мальчиков
есть по три шарика, то сколько шариков у них вместе?».
Одна из важнейших причин, приводящих к формализму,
- это недоразвитие образного мышления. В этом случае легко
возникает чрезмерная рассудочность. Логические рассуждения, которые
не опираются на представления о реальности, могут внешне выглядеть
правильными, но по существу они бессмысленны. Такие
проблемы часто возникают у детей, которых родители рано начали учить
читать, писать и считать, не заботясь о других сторонах их развития.
Научные и житейские понятия
В школе ребенка обучают научным понятиям: «гласный звук», «согласный
звук», «сумма», «произведение» и т.п. Дома он знакомится с так называемыми
житейскими понятиями: «мебель», «одежда», «день», «ночь». Сила научных
понятий в том, что они имеют четкие определения, что ребенку хорошо
известно, «что с ними делать». Их слабость - в малой связи с повседневной
детской жизнью, в том, что использоваться они могут, в общем-то,
только на уроке. Естественно, сильные и слабые стороны житейских
понятий противоположны.
Постепенно происходит взаимное обогащение тех и других понятий.
Научные понятия проникают в жизнь: оказывается, «сумма» понадобится,
если надо посчитать, сколько будут стоить покупки в магазине. Житейские
понятия становятся более четкими: ребенок начинает применять к ним
те способы рассуждения, которым он научился в школе. Так, с двух
сторон одновременно, идет развитие мышления младшего школьника.
Автор: А.Л. Венгер, детский психолог, доктор психологических наук.
Источник: www.igra-msk.ru
|