Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то,
насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.
Можно спросить: "А разве недостаточно того, что ребенок хочет идти в
школу?" Нет, недостаточно. Хорошо, конечно, что у ребенка выработалось
общее положительное отношение к школе, что ему лестно стать учеником, что его
волнуют новые права и обязанности. Но для того, чтобы обеспечить устойчивую
успешную учебу, надо еще, чтобы ребенка привлекло само содержание получаемых в
школе знаний, интересовало то новое, с чем он знакомится на уроках, чтобы ему
был радостен сам процесс познания.
Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение
длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в
школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования
показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и
навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых
отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с
какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один
первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному
прибавить еще один. Он отвечал то "пять", то "три", то
"десять". Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу:
"Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один
рубль?", - мальчик, почти не задумываясь, ответил: "Конечно,
два!"
Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум,
побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа
познавательных интересов вами заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в
школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его
интеллектуальную активность.
Когда мы говорим об уровне развития познавательной деятельности, который
может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен
для успешного обучения в начальной школе, то надо иметь в виду следующее.
Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью, но
и обладал определенными качествами восприятия и мышления. Какими?
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы,
явления, выделять их разнообразные свойства.
Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в
значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной
работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит
выделение существенных свойств вещей.
Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания. которые
невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания
направлений в пространстве. Так, например, учитель просит провести линию
"наискось от левого верхнего к правому нижнему углу" или "прямо
вниз по правой стороне клетки"... Представление о времени и чувство
времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной
работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.
Все мы знаем, что учиться бывает порой вовсе не увлекательно - и в учении
(как и в любом деле) есть "скучные", но обязательные моменты. Поэтому
приходится ученику включать произвольное внимание
и произвольную память.
Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое
усвоение знаний к мышлению ребенка.
Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей
действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен
научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к
школьному обучению, является развитие его
речи - овладение умением связно,
последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие,
объяснить то или иное явление, правило.
Как видите, требования эти достаточно серьезные. Но вся таработа, которую вы
проделаете, следуя рекомендациям о развитии речи и мышления, всесторонне
знакомя малыша с окружающим - работа эта не может не принести плодов.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль
играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и
подготовительной группах детского сада. В ходе такого обучения у детей
вырабатывается подход к действительности, который дает им возможность
сознательно усваивать любые знания. Если ваш ребенок не посещает детский сад,
то вам стоит позаботиться о том, чтобы такие систематические занятия были
организованы дома. Постарайтесь овладеть методикой этих занятий, изложенной в
этом разделе. Усилия, которые вам придется приложить, окупятся сторицей