Пятница, 23.08.2019, 09:26
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Дисграфия [5]
Дислексия [7]
Дизорфография [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238
Главная » Статьи » Письменные нарушения речи » Дисграфия

Профилактика дисграфии

Коноваленко СВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Различение гласных и согласных звуков

1.  Кодирование движением. Услышав гласный звук, хлопнуть в ладоши,
согласный - хлопнуть по столу (или по коленям).

2.           Кодирование знаками. Например, гласный звук - квадрат, согласный -
круг. Фигуры из картона либо выкладываются на столе под диктовку,
либо рисуются простым карандашом на листе бумаги в крупную
клетку.

3.           Взрослый выполняется условные движения (или предъявляет условные
знаки), а дети подбирают и называют соответствующие этим
движениям звуки.

Сначала диктуется по 1, затем по 2, потом по 3-4 звука.

Различение гласных звуков

Гласные   звуки   обозначаются   условленным   сигналом,   например, хлопками.

Детям дается установка на запоминание этих обозначений:

А - хлопок в ладоши перед собой,

О - хлопок обеими руками по коленкам,

У — удар кулаком о кулак,

И - хлопок в ладоши над головой,

Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,

Э-хлопок в ладоши за спиной.

Каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например, А — красный треугольник, У - красный полукруг, О — квадрат и т. п. Детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того, как ребенок научился достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявляемых звуков может быть увеличено до трех - четырех (ОАУУ, ОАОА, ОУУА и т.п.).

4.  Задание,    обратное предыдущему. Детям предъявляются карточки с
изображенными  двумя или тремя условными знаками, а дети должны
произнести соответствующие им звуки.

Кодирование слогов и слов

5.  Кодирование обратных слогов типа АК, ОП, УХ, ЫТ, ЭХ, УФ, ИЦ,
ОЧ, АШ,  ОЩ, ОЙ, УЛ, ИМ, ЫН, ЭР (для кодирования могут

использоваться обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т, Ф,


X, Ц, Ш, Щ или сонорами Й, Л, М, Н, Р в конце, на которые не распространяется закон оглушения, свойственный фонетической системе русского языка).Взрослый передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит.Дети (ребенок) отгадывают (синтезируют) и называют задуманный взрослым слог.

6.           Кодирование и отгадывание детьми (ребенком) прямых слогов типа
НА,   ПО,   ЗУ,   ВЫ,   ГЭ,   ЖУ   (без   ограничения   использования
согласных).

7.           Взрослый   и   дети   (ребенок)   меняются   ролями:   дети   по   очереди
кодируют слоги,  а взрослый или другие дети группы отгадывают
закодированные слоги.

8.           Для отгадывания (синтеза) детям предлагаются вместо слогов сначала
односложные слова без стечения согласных типа МАК, СОМ, СОН,
ДОМ, КОТ, КИТ, ТОК, СОК, СЫР, РОТ, ПОЛ, ЛАК, СУК, ШУМ,
СУП, НАШ, ВОТ, ВАШ, ГУЛ, ЗАЛ..., затем используются слова
более сложной звуко-слоговой структуры, например:

САНИ, КОНИ, РУКА, РУКИ, САДЫ, ДУБЫ, ДОМА...

САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ХАЛАТ, КУСОК, СУДАК, САЛАТ...

КОШКА,     СУМКА,     МЫШКА,     САНКИ,     ПОЛКА,     НОРКА,

КИСКА...

КРОТ, ДВОР, СТУЛ, СЛОН, ХРАМ, БРАТ, СТОЛ, СТУЛ...

9.  Самостоятельное кодирование ребенком (детьми) слов с постепенным
усложнением звуко-слоговой структуры.

Примечание.   Использование   гласного   звука   О   в   безударном   положении   в  упражнении недопустимо (на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции).

Различение твердых и мягких согласных звуков

10.Изолированные мягкие и твердые согласные различаются с помощью жестов: твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак, мягкий - скользящими движениями ладони о ладонь. Взрослый произносит согласный звук - дети изображают его соответствующим жестом. Постепенно количество и темп произносимых звуков увеличивается до 2, 3, 4, 5 и более звуков.


продолжение статьи  вы найдете в каталоге файлов


Категория: Дисграфия | Добавил: lb (19.11.2008)
Просмотров: 2751 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2019

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz