Отличия в дислексии у китайцев и европейцев
Китайские
ученые провели исследование, результаты которого позволяют утверждать,
что особенности развития дислексии у европейских и китайских детей
обусловлены с нарушениями функций различных отделов коры головного
мозга. Как сообщает medportal.ru,
специалисты выдвигают предположение, что в данном случае это во многом
определяется культурными особенностями маленьких пациентов. Отчет о
своем исследовании китайские специалисты опубликовали в Proceedings of
the National Academy of Sciences.
Дислексия представляет собой довольно
широко распространенное заболевание, которое выражается затруднениями в
чтении и понимании текста. Большая часть специалистов связывают это
заболевание с недоразвитием височно-теменной и височно-затылочной зон
коры головного мозга. Однако все эти эксперты опираются при этом на
данные, которые были получены в ходе ряда европейских исследований.
Но в 2004 году впервые увидела свет
гипотеза о существовании различных механизмов развития дислексии. Ее
авторами выступили сотрудники Гонконгского университета, которые
провели сравнение результатов МРТ-обследований мозга детей с дислексией
из Китая и Великобритании. В ходе этой работы было выявлено, что
китайские дети, в отличие от британских, не имели каких-либо аномалий в
височно-теменной или височно-затылочной зонах. Вместе с тем, китайские
пациенты все же отличались от здоровых детей – размеры средней лобной
извилины у них были несколько меньше.
В качестве причины такого различия, как
предположили исследователи, могут выступать особенности китайской
письменности. Известно, что китайцам приходится запоминать указывающие
на целые слова и понятия пиктограммы, в то время как европейцы
составляют слова из букв, обозначающих звуки. Только вот подтвердить
такую теорию оказалось довольно сложно. Препятствием к этому явились
ограничения обычного МРТ-обследования, которое не позволяет точно
измерить отклонения в интересующих ученых участках мозга.
Подтвердить свою гипотезу в ходе новых
исследований ученым позволила так называемая воксельная
МРТ-морфометрия, с помощью которой оказалось возможным получать
детальные трехмерные изображения различных отделов мозга и фиксировать
даже незначительные колебания как их геометрических размеров, так и
пространственной структуры. Проведенные обследования показывают, что у
китайских детей с дислексией имеется значительное снижение объема
серого вещества в передней лобной извилине.
Как утверждает американский
нейрофизиолог Джон Габриэли, связанная с «китайским» вариантом
дислексии передняя лобная извилина отвечает за кратковременную память,
но никак не за распознавание символов. Ученый считает, что выявление
таких значительных различий в моделях развития заболевания открывает
новые возможности для его лечения. В качестве примера можно привести
следующую схему: страдающие дислексией европейского типа дети могут
научиться читать по китайскому образцу, то есть, запоминая написание
отдельных слов как графические образы, не складывая при этом слова из
отдельных звуков.
Источник: http://www.vitaminov.net |