Четверг, 28.03.2024, 20:55
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Дисграфия [5]
Дислексия [7]
Дизорфография [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Главная » Статьи » Письменные нарушения речи » Дизорфография

. "Я не виноват, я стараюсь..." (Консультация для учителей)
В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают за невнимательность, им трудно решать задачи. Если учитель разберется вовремя в этих проблемах и отправит ребенка к специалисту, то своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Но, к сожалению, гораздо чаще такой ребенок попадает к специалисту только после всего комплекса педагогического воздействия, который был бы хорош применимо к школьнику с обычными проблемами. Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы – об этом хочет поделиться своими мыслями, своим опытом с учителями и родителями Наталья СВОБОДИНА. На приеме... – Доктор, у нас беда... Оставляют на второй год, в дневнике сплошные двойки... Каждый раз еле-еле из класса в класс переползаем... А в этот раз, видимо, останемся. Учительница говорит – нарушение письма – посоветовала к вам обратиться. Передо мной сидит усталая женщина с сыном. Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно бы говорит:" Я не виноват, я стараюсь..." Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась на него. Пока мальчику повезло в одном – учительница быстро разобралась и направила мальчика к специалисту. Но время упущено много. Из разговора с мамой пятиклассника выясняется, что с самого начала у мальчика были проблемы с учебой. С трудом давалось чтение, письмо. Задачу мог решить только после подробного разъяснения, хотя примеры решал легко. Мы часто слышим обращение "доктор", хотя и не являемся врачами. Дефектология находится между педагогикой, психологией и медициной. Нас можно назвать специальными педагогами. Но дело не в названии. Определенные знания из всех вышеперечисленных областей необходимы для того, чтобы помочь детям, терпящим неудачи, неуспешность в обучении. Слушаю рассказ мамы, и хочется ее спросить: где же вы были раньше? Ведь если у сына повысится температура, заболит горло, вы сразу обратитесь к врачу. Почему же здесь, при первых признаках проблем, вы не пошли к специалисту? Когда мать мальчика в очередной раз назвала меня доктором, я все-таки не выдержала и задала ей такой вопрос. Ответ, к сожалению, был стандартным. "Он же нормальный, со звуками все в порядке. Мы без дела не сидели: писали диктанты. Каждое лето занимались, чуть ли не ежедневно. Списывали большие тексты. Но почему-то все без толку..." К сожалению, приходится констатировать, что дисграфия* – новая болезнь российских школьников. Я получаю письма от учителей начальных классов, русского языка и родителей. И у родителей, и у учителей всего два вопроса: в чем же дело и как помочь? Об этом здесь и пойдет речь. Предлагаю вашему вниманию примеры письма и выписки из историй трех учеников с проблемами обучения. Андрей С., 8 лет, 1-й класс, программа 1–3, апрель. В анамнезе – развитие речи с задержкой, фраза появилась к 3 годам. Ребенок 2 года находился в коррекционном детском саду с диагнозом "общее недоразвитие речи". Проблемы начались с сентября. Заключение. Дисграфия на фоне несформированности фонематического восприятия. Формирующаяся дислексия. Комментарий. В этом случае основную роль в возникших трудностях сыграло "общее недоразвитие речи", которое было выявлено у мальчика в дошкольном возрасте. Несмотря на коррекционную работу, своевременно проведенную с ребенком, фонематическое восприятие имеет низкий уровень, что впрямую отражается на письме. Что делать. Необходимо продолжать занятия с логопедом. Желательно, чтобы учитель и логопед выработали единый подход к ребенку, к требованиям на занятиях. Требуется консультация детского психиатра (для предупреждения неврозоподобного синдрома). Катя Е., 8 лет, 2-й класс, программа 1–4. В анамнезе со слов мамы особых проблем не было. До года девочка не ползала, пошла в 11 месяцев. Речь развивалась в пределах нормы. Проблемы с учебой начались сразу. Результаты обследования. Что делать. Необходимо пройти консультацию психолога (коррекция психических процессов), консультацию детского психиатра (предотвратить развитие неврозоподобного синдрома). Важно учителю прислушаться к рекомендациям специалистов. Необходимо создать ребенку положительный фон на уроках. Постараться какое-то время не исправлять в тетради красным. Заключение.Дисграфия. Замедленный темп деятельности. Недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Угрожает развитием невроза. Комментарий. Здесь, к сожалению, типичная ошибка родителей – девочка начала говорить вовремя, звуки все произносила правильно, а на качество связной речи особого внимания не обращали. В результате, видимо, имело место "общее недоразвитие речи". Затем, из-за отсутствия своевременной коррекционной работы получили свое развитие и другие проблемы. В результате на фоне всех проблем развилась дисграфия, отягощенная психологическими проблемами. Ваня Б., 12 лет, 6-й класс школы с углубленным изучением английского языка. В анамнезе беспокойный сон до года, повышенное внутричерепное давление, вегетативно-сосудистая дистония. Занимался в Центре "Отличник". За 1999 год прошел программы 2-го, 3-го и 5-го классов (по 1 месяцу на класс). В этом Центре с занятиями справлялся, но в школу эти знания не переносил. В начальной школе наблюдались элементы зеркального письма, специфические ошибки. Заключение. Дизорфография с элементами дисграфии. Слабость нейродинамических процессов. Комментарий. Несмотря на достаточно благополучный анамнез, ребенок в раннем детстве был двигательно расторможен, соматически ослаблен. Но, несмотря на объективные причины для щадящего режима занятий, родители решили форсировать обучение. Наряду со школой с усложненной программой, ребенок прошел курс, причем ускоренный, в Центре "Отличник". В настоящий момент мальчик семимильными шагами движется к неврозу со всеми вытекающими последствиями. Количество орфографических ошибок выросло, по сравнению с прошлым, развилась дизорфография. Что делать. В первую очередь этому ребенку нужна консультация опытного невропатолога, так как без медикаментозного лечения здесь, видимо, не обойтись. Затем, возможно, консультация детского психиатра – для коррекции эмоциональной сферы. И обязательно психологическая работа с родителями. В школе этот ребенок будет приносить много хлопот, но с такими детьми надо набраться терпения. Как возникают нарушения письменной речи? Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь особенно в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь. Как она формируется, и что этому мешает? Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука); зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением). Тогда, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые. Они используют компенсаторные возможности других анализаторов. В тех же случаях, когда недостаточность анализаторов носит не такой глобальный характер, на помощь приходят другие методики коррекционного обучения. Кроме того, во многом могут помочь и родителя ученика, и его учитель. Причины нарушений Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Мы не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут понять, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания. Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии. При поступлении в первый класс учитель собирает сведения о будущем первокласснике. Предположим, что у вас в классе есть дети из логопедических групп или, в дошкольном возрасте имевшие логопедические проблемы. К таким детям необходимо проявить особое внимание. Важно не пропустить появление специфических ошибок при чтении или на письме. Приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями, когда родители говорят, что у них в детстве были такие же проблемы с письмом, как и у ребенка? Специалисты встречаются с этим довольно часто. Иногда это просто неуспешность в овладении письмом, сложности с грамотностью. А иногда, дети повторяют те же ошибки, которые были у их родителей, или, что тоже встречается, у их бабушек и дедушек. Здесь играет роль наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. Также источником неудач в становлении письменной речи может служить и несвоевременное формирование процесса латерализации ( установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам. Расстройства в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления, также могут явиться причиной нарушений письма и чтения. Бывают причины, на первый взгляд, не имеющие под собой научной основы. Например, И.Н. Садовникова в своей книге "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" приводит данные исследовательской группы института Клапареда, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи "мать-ребенок". Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться по отношению к еде, приобретает ту же манеру и по отношению к интеллектуальной пище. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Исходя из своей тридцатилетней практики, я не могу привести точные доказательства наличия такой причины. Но из бесед с родителями можно сделать вывод, что у многих детей в раннем детстве были проблемы с питанием. А в дефектологии известно, если ребенок в младенческом возрасте очень медленно прибавляет в весе, плохо ест, то у него часто бывают проблемы с темпами развития речи. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию. Про таких обычно говорят: "Еле языком ворочает... каша во рту...". Их называют мямлями. Нечеткая команда, поступающая в структуры головного мозга от нечеткого артикулирования, да еще при недостаточной сформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Мы коротко обозначили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, что бы учителя и родители имели необходимые представления об истоках этих нарушений. Теперь вы знаете о таких нарушениях письма и чтения, как дисграфия и дислексия и о причинах, которые могут вызвать эти нарушения. При поступлении в школу... Ни для кого не секрет, что при записи детей в первый класс очень часто будущие школьники проходят своеобразные испытания. Это могут быть и экзамены из нескольких туров и простые задания. Из Закона об образовании мы уже знаем, что родители имеют право выбора для своего ребенка, как формы обучения, так и учебного общеобразовательного учреждения. К сожалению, знание этих законов не помогает родителям избежать стрессовой процедуры при записи в школу. Особенно, если ребенок поступает не в простую школу, а в гимназию, лицей или тому подобное. Здесь уместно привести выдержки из Письма первого заместителя министра Минобразования России № 70/23 16 от 07.01.99: "...все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей ... при переходе из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы". Никогда не надо забывать, что в апреле записываться в первый класс приходит еше дошкольник. А у этого возраста есть своя специфика и заключается она в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, и от того, какие условия создадут педагоги и родители для развития потенциальных возможностей ребенка, в большой степени будет зависеть его будущее. Эта специфичность возраста "...не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка". Реальные способности могут проявиться достаточно поздно, об этом известно психолого-педагогической науке, и то образование, которое получит ребенок, способствует их проявлению. Далее в письме говорится о том, что "...зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики". продолжение статьи http://depositfiles.com/files/5b6c4d3tr
Категория: Дизорфография | Добавил: lb (13.08.2009)
Просмотров: 2739 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz