Недавнее
исследование канадского учёного по имени Daniel Ansari показало, что в
процессе изучения человеком математических наук его мозг подвергается
существенной реорганизации, необходимой для выполнения логических и
арифметических операций, а также распознавания письменных обозначений
цифр.
Ansari поставил перед 19-ю детьми и 19-ю взрослыми по
две задачи: первая заключалась в том, чтобы выбирать большее из пар
чисел от одного до десяти, а вторая – выбирать из двух рисунков, на
которых изображалось разное число квадратов (также от одного до
десяти), тот, на котором их больше. Пока испытуемые выполняли задания,
их мозг сканировался с помощью ядерно-магнитного томографа – он
позволяет определить усиление поступления крови в разные отделы мозга и
таким образом выяснить, какой из них работает с повышенной нагрузкой.
Во
время произведения вычислений у взрослых активизировался специфический
отдел мозга, который отвечает, кроме всего прочего, за ассоциацию
письменной речи с устной – левая верхняя височная извилина.
В то
же время, у детей в эти моменты была активна лобная часть головного
мозга, которая отвечает за формирование реакции на воздействия
окружающей среды и механизмы запоминания.
Участники исследования
легко справлялись с задачей, если цифры и число квадратов сильно
различалось, например, для них не составляло труда сказать, что больше
– 1 или 9. Но когда разница между значениями была совсем небольшой – 3
и 4 или 7 и 8, скорость реакции снижалась и дети начинали чаще делать
ошибки, а у взрослых в работу дополнительно вступали теменные отделы
мозга.
Интересно, что сообщение Ansari совпало с докладом Ilka
Diester из университета Стэнфорда – об удачной попытке обучить обезьян
правильно сопоставлять цифры количеству нарисованных на карточках
точек. При этом у животных также активизировались височные области, но
они, как и дети, практически не использовали ресурсов теменных зон.
Таким
образом, исследователи сходятся во мнении, что в процессе обучения
височный отдел в большей степени наполняется информацией об
интерпретации образов письменной речи и цифр, а теменной – об операциях
сравнения. Повреждения же их виновны в развитии у ребёнка невозможности
научиться считать – акалькулии.