Пятница, 29.03.2024, 18:29
Логопедическая библиотека
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Психология поведения [3]
Психология личности [6]
Медицинская психология [2]
Психология общения [4]
Психология и религия [3]
Клиническая психология [3]
Возрастная психология [3]
Психология цвета [5]
Психологическая помощь детям [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Главная » Статьи » Статьи по психологии » Психология цвета

Цвет как фактор психической регуляции. Яньшин (продолжение 2)

Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса. Конкретный цвет адресно обращен ко всей чувственной «вертикали» от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов вплоть до области предметных чувств, актуализируя и все неэмоциональные ассоциации, связанные с этим состоянием у данного человека. Отличие от юнговской модели аффективного комплекса в том, что главная роль принадлежит не ассоциациям по смежности или сходству, а механизму синестезий: семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей, что определяет возможность порождения новых смыслов в соответствии с новыми контекстами. В сочетании с тонкой нюансированностью эмоциональный реакций это определяет колоссальную символическую потенциальность цвета.

5. Изложенные общетеоретические положения нуждаются в конкретизации для практического применения. В данной статье мы опустим дальнейшее рассмотрение символических характеристик цветов, а остановимся на простейшей модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции. Эта классическая модель предполагает использование цветного освещения или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих изменений психологического состояния человека.[2] Исходя из этого, дальнейший текст оформлен в виде «рецептуры», характеризующей психологические и физиологические эффекты определенных цветов.  При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, т.е. спустя несколько минут после начала облучения реакция меняется на противоположную (Birren, 1961). При использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения «наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию» (Серов, 1993, с. 40).

КРАСНЫЙ

При концентрации на ярко-красном на ауру пациента переходит воздействие, имеющее на кровь и внутренние органы стимулирующий эффект (Парацельс) [3]. Красный и его оттенки используются врачом в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки — в случае меланхолии и легкой дебильности. Стимулирует активность мужских половых желез (J.Hessey). Красный цвет — это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервы (D.Babbit). Максимально усиливает тонус мышечных сокращений (Fere). Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений, повышает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление у кроликов, ускоряет развитие крыс и слепых утят, несколько ускоряет заживление ран, повышает мускульное напряжение; затрудняет удержание равновесия (M.Natumo, S.Mizutani, F.EIIinger). Инфракрасные лучи проникают в ткани человека до 50-60 мм. Красный рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее [F.Birren]. Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности [R.M.Gerard; K.W.Jacobs и J.F.Suess]. Ассоциируется с активным, восторженным настроением [А.Н.Лутошкин]. Ассоциируется с комедией, силой, энергией (R.Ross, W.Wellman). Общее впечатление[4]: блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый; умственные ассоциации: жар, огонь, кровь; объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный; субъективное впечатление: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость [F.Birren]. Чувствительность к красно-оранжевой части спектра снижается при проигрывании восходящей последовательности тонов, и наоборот. Ассоциируется с быстрой музыкой [С.В.Кравков]. Розовый, в отличие от красного, оказывает успокаивающее воздействие [Weller, L., Livingston, R.]  Красный усиливает беспокойство, поэтому обеспечивает прекрасные условия для творчества. Он побуждает к активности и предпочтителен для действий, вызываемых эмоциями; он хорош для эмоционального фона, из которого возникают идеи и действия (но не для их вынашивания и обдумывания) [F.Birren]. Характерны значения активности, экстраверсии, возбуждения, активации эмоционального состояния [F.M.Adams, Ch.E.Osgood; B.Wright, L.Rainwater; G.G.Nelson, M.T.Pelech, S.F.Foster; Л.Сивик; О.В.Сафуанова]. Яркость, громкость и стимуляцию восприятия в целом следует ассоциировать с наиболее активным влиянием красного и всей теплой части спектра в целом [F.Birren]. Красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно [Ч.А.Измайлов, Н.Н.Волков; B.Wright, L.Rainwater]. Порог чувствительности к красному снижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злобы. Повышается при печали, тоске, грусти, тревожности, настороженности, страхе [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин].  Красный символизируется квадратом или кубом [F.Birren]. Квадрат соответствует красному, цвету материи. Тяжесть и непрозрачность красного согласуются со статичной и земной формой квадрата [J.Itten]. “Красный воздействует внутренне, ...при всей энергии и интенсивности обнаруживает определенную ноту планомерности необыкновенной силы; в этом кипении и пылании... в себе и очень мало в стороны сказывается как бы мужественная зрелость. Движение в себе” [В. Кандинский]. “Красный обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Красный цвет, равномерно заполняющий пространство, есть сияние жизни[5]. “При этом обозначении нужно изгнать из представления все, что в красном могло бы производить впечатление желтого или синего. Кто знает призматическое возникновение пурпура, не найдет парадоксальным наше утверждение, что этот цвет, частью актуально, частью потенциально, содержит в себе все остальные цвета. Действие этого цвета так же единственно, как и его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. Первое он осуществляет в своем темном сгущении, второе - в светлом разряжении [И.В.Гете][6].

ОРАНЖЕВЫЙ

При переходе с ауры врача на ауру пациента производит вдохновляющий эффект (Парацельс). При освещении оказывает стимулирующий эффект на нервную систему (D.Babbit). Рассматривается как стимулирующий и лишь незначительно поднимающий давление. Имеет оживляющее влияние на эмоции. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, потом алый и желто-оранжевый (J.Hessey). Почти в той же степени, что и красный, увеличивает силу мышечных сокращений (Fere). Общее впечатление: яркий, светоносный, пылающий; умственные ассоциации: теплый, металлический, осенний; объективные ассоциации: веселый, приятный, энергичный; субъективные ассоциации: веселый, избыточный, сытый [F.Birren]. Оранжевый не предпочитается в целом в своей чистой форме, но приятен в разбавлении (персиковый, семговый) и оттенках (коричневый). Он менее примитивен, чем красный. Он аппетитен [F.Birren]. Красно-оранжевый повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7° (по ср. с синим), стимулирует кровообращение. Ассоциации: теплый, солнечный, непрозрачный, стимулирующий, густой, земной, тяжелый, сухой [J.Itten]. Ассоциируется с радостью, теплом [А.Н.Лутошкин]. Красно-оранжевый ассоциируется с активным переживанием гнева (31%) и радости (29%), соотносится с активностью и экстраверсией [А.Эткинд]. Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами человеческого характера, как отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбие, уверенность, общительность, раздражительность, сила, обаяние, деятельность [А.М.Эткинд] , а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение[П.В.Яньшин]. Предпочтение красно-оранжевого сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета [П.В.Яньшин]. Символизирует возбудимость, жизненную динамику, уровень активности [Klar].  Символизируется формой прямоугольника [F.Birren]. Символизируется трапецией как производной от квадрата (красный) и треугольника (желтый) [J.Itten]. “В оранжевом красное приводится к порогу движения лучеиспускания, растекания в окружности” [В.Кандинский]. “Красно-желтый дает собственно глазу чувство теплоты и радости, как представитель цвета более сильного жара [чем желтый], а также более мягкого блеска заходящего солнца. Как чисто желтый цвет легко переходит в красно-желтый, так последний повышается, не задерживаясь, в желто-красный. Приятное чувство ясности, сопровождающее красно-желтый цвет, приобретает невыносимо-мощный характер, когда цвет повышается до яркого желто-красного. Активная сторона достигает здесь своей высшей энергии” [И.В.Гете].

ЖЕЛТЫЙ

Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс). Это “центральный принцип нервной стимуляции”, он используется как слабительное, рвотное и очистительное средство (D.Babbit). Это психический стимулятор, но вводит пациента в сомноленцию. Может быть использован в случае психической недостаточности и туберкулеза (J.Hessey). Ассоциируется с комедией, теплотой и удовольствием (R.Ross, W.Wellman) [F.Birren]. Общее представление: солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный; умственные ассоциации: солнечный свет; объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный; субъективные ассоциации: высокая духовность, здоровье [F.Birren]. Ощущение примеси светло-желтого к цветовому ощущению и послеобразам цветов возникает с прослушиванием высоких звуков [С.В.Кравков]. О желтом говорится как об оказывающем наилучший эффект на человеческий обмен веществ. Он оценивается также как наиболее “естественный” [F.Birren]. Ассоциируется со светлым, приятным настроением [А.Н.Лутошкин]. В 35% случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Характеризовался как очень активный при низкой моральной оценке [А.Эткинд], а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение[П.В.Яньшин]. Оценивается как “активный”, но “слабый” [F.M.Adams, Ch.E.Osgood]. Выбирать желтый цвет склонны люди, обладающие чертами “сангвинического темперамента”: экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие конкретные цели и не склонные как переоценивать собственные возможности, так и излишне тревожиться на свой счет [П.В.Яньшин]. “Острые углы треугольника производят эффект драчливости и агрессивности. Это символ мысли, и среди цветов ее лишенный веса характер сравним с чистым желтым” [J.Itten]. “Желтое символизирует центробежное движение. Оно лучеиспускает и приобретает движение из центра и осязаемо приближается к зрителю. Если наблюдать его непосредственно, желтое беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнаруживает... скрытую силу, которая... действует нагло и навязчиво на душу. Желтое есть типично земная краска” [В.Кандинский]. “Желтое обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Желтое есть сияние духа” [Р.Штейнер]. “Это цвет, ближайший к свету. Он возникает благодаря самому незначительному ослаблению последнего, будет ли оно вызвано мутной средой или слабым рассеянием от белых поверхностей. В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, веселостью, нежной прелестью. Опыт вообще показывает, что желтый цвет производит безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение” [И.В.Гете].

ЗЕЛЕНЫЙ

При концентрации целителя на травяном зеленом на ауру пациента переходит вдохновляющее усиливающее воздействие, так же, как на кровь и органы (Парацельс). Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении (J.Hessey). По данным ассоциаций наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем (N.A.Wells) [F.Birren]. Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина [F.Birren]. При совмещении со звуковым раздражителем повышается чувствительность в зеленой части спектра. Чувствительность в сине-зеленой части спектра улучшается при проигрывании повышающейся последовательности тонов и понижается при понижающейся [С.В.Кравков]. Порог ощущения зеленого понижается как при эмоциональном состоянии благодушия, легкой эйфории, комфорта, так и тревоге, настороженности, страхе. Повышается при гневливости, раздражении, злобе, чувстве неудобства, душевной неуютности, дискомфорте [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин]. Из эмоций синеватый зеленый (люшеровский) сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 79% ассоциаций). Характеризовался как доминантный, интровертированный [А.Эткинд]. Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности [А.Н.Лутошкин]. Оценивался как холодный [R.J.Lewinski]. Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны (Гольдштейн). Желто-зеленый в основном нейтрален с биологической точки зрения. Зеленый и синий, однако, имеют тенденцию снижать мускульное и нервное напряжение. Психологически зеленый означает “уход от стимулов”. Он предоставляет идеальную среду для задач седатирования, концентрации и медитации [F.Birren]. Ассоциации с сине-зеленой частью спектра: холодный, теневой, прозрачный, успокаивающий, чистый, далекий, легкий, влажный [J.Itten]. Оценивается как черствый, самостоятельный, невозмутимый [А.Эткинд], а при атрибуции характеру другого человека выражает его высокую оценку[П.В.Яньшин]. Предпочтение зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, в частности повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. И, напротив, отвержение зеленого сопровождается появлением так называемой “конверсионной” симптоматики, склонностью к вытеснению и снижением фрустрационной толерантности [П.В.Яньшин]. Ассоциируется с формой шестиугольника или икосаэдра [F.Birren]. Символизируется cферическим треугольником как производным от круга (синий) и треугольника (желтый) [J.Itten]. “Отсутствие движения (находящегося в потенции). Полная неподвижность и покой. Никуда не движется и не имеет призвука ни радости, ни страсти. Зеленый действует только скучанием. Пассивность есть самое характерное свойство абсолютного зеленого... при чем это свойство как бы надушено... самодовольством” [В.Кандинский]. “Зеленый — образ отражения живого в мертвом” [Р.Штейнер]. “Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. ...Душа отдыхает на этом смешении, как на простом. Не хочешь идти дальше и не можешь идти дальше” [И.В.Гете].

СИНИЙ

При концентрации врача на чистом темно-синем на ауру пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект. На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии (Парацельс). При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D.Babbit). Ассоциируется с духовностью и мыслью (R.Ross). Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза (J.Hessey). Вызывает окисление в тканях и незначительный дермоцидный эффект. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение (Fere). Ультрафиолетовые лучи хорошо поглощаются кожей и проникают на глубину только 0,5-0,6 мм. Результатом поглощения УФ излучения является его мощное воздействие на организм, в том числе химические изменения [Н.В.Серов]. Замедляет рост крыс и слепых утят, снижает лактацию свиней, т.е. действует противоположно красному (M.Natumo, S.Mizutani, F.EIIinger) [F.Birren]. Снижает боль при артрите суставов [S.F.McDonald]. Уменьшает аккомодацию [J.H.Stolper]. Иногда синий фон может вызвать обратный эффект: повышение нервно-мышечного напряжения и агрессивности [Weller, L., Livingston, R.]. Общее представление: прозрачный, мокрый; умственные ассоциации: холод, небо, вода, лед; объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость; субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность [F.Birren]. Впечатление примеси темно-синего возникает при сочетании со звучанием низких тонов; это же проявляется и на послеобразах. Чувствительность к синему повышается при проигрывании возрастающей последовательности тонов [C.B.Kpaвков]. Ассоциируется с медленной музыкой [F.Birren]. Синий замедляет рост растений, гормональную активность, заживление ран. Под воздействием синего временные промежутки недооцениваются, предметы кажутся более легкими, размеры — меньше. В голубом (синем) затруднена фокусировка взора. Он действует седативно и рекреативно. В нем взор отдыхает. Кроме того он наиболее предпочтителен в мире [F.Birren]. Сине-зеленый вызывает ощущение снижения температуры окружающей среды на 5-7° по сравнению с красным [J.Itten].Чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувстве неудобства и душевного дискомфорта; снижается в состоянии радостного настроения, благодушия, легкой эйфории и комфорта [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин]. Ассоциируется с грустным, печальным настроением [А.Н.Лутошкин]. Ассоциируется с грустью (25%) и заинтересованностью (25%); синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой [А.Эткинд], но при приписывании его характеру другого человека он выражает отрицательное отношение [П.В.Яньшин]. Сине-зеленый связан с интеллектуализированными эмоциями [Ч.А.Измайлов, Н.Н.Волков].Предполагает форму круга или сферы [F.Birren]. “Круг производит чувство расслабления или гладкого движения. Это символ духа, движущегося неразлучимо сам с собой, ...из всех цветов соотносим с прозрачно-синим” [J.Itten]. “Символ центростремительного движения от зрителя. В нем глаз утопает. Синий есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает признак человеческой печали. Оно делается подобным углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может” [В.Кандинский]. “Синий (голубой), сосредоточенный сам в себе, ...сохраняющийся сам в себе, есть сияние души. Обладает известными ...волевыми качествами. Нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Синий излучается внутрь, сам в себя” [Р.Штейнер]. “Про синий можно сказать, что он всегда приносит что-то темное. В качестве цвета он осуществляет энергию; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет собой как бы прелестное ничто. ...Синяя поверхность как бы уплывает от вас вдаль, ...тянет нас вслед за собой” [И.В.Гете].



продолжение следует

Категория: Психология цвета | Добавил: lb (20.11.2008)
Просмотров: 1307 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан в системе uCoz