ПУРПУРНЫЙ
При освещении пурпурный
сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего (J.Hessey). Общее представление: глубокий, мягкий,
атмосферический; умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень; объективные
ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический; субъективные
ассоциации: одиночество, депрессия [F.Birren].
Малиновый характеризуется эгоизмом и
неискренностью [А.Эткинд], а при атрибуции другому человеку выражает
положительное отношение [П.В.Яньшин]. Пурпурный
более или менее нейтрален биологически. Вместе с тем из всех оттенков он
кажется наиболее эстетичным [F.Birren]. Символизируется
эллипсом как производный от круга (синий)
и квадрата (красный) [J.Itten]. “Персиковый, или “инкарнат”,
является наиболее естественным цветом человеческой кожи. Это образ-отражение
душевного в живом” [Р.Штейнер]. “Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем
красно-желтый, он не столько
оживляет, сколько вызывает беспокойство” [И.В.Гете]. “Пытается объединить
импульсивную победность красного и
робкую капитуляцию синего” [M.Luscher].
ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый и лавандовый — объекты концентрации при
воздействии на нервную систему успокаивающего характера (Парацельс). Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим
потенциалом (D.Babbit). Как и синий, нарушает фокусировку глаза (F.Birren]. Ассоциируется с тревожным
неудовлетворительным настроением [О.В.Сафуанова]. Депрессирующий [RJ.Lewinski]. По семантическому
дифференциалу имеет низкую оценку и ассоциируется с пассивностью и силой [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood].
“Фиолетовый имеет склонность
удаления, это есть... охлажденное красное в физическом и психологическом
смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное”
[В.Кандинский].
КОРИЧНЕВЫЙ
По семантическому дифференциалу оценивается как один из
наименее приятных, очень пассивный и слабый [J.V.Williams, J.K.Morland,
W.L.Underwood]. В качестве человеческих характеристик ему приписываются
уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность
[А.М.Эткинд], а при приписывании его характеру другого человека отражает крайне
негативное, презрительное отношение [П.В.Яньшин]. Чаще всего ассоциируется со
“стандартным” и “прозаичным” в противовес “возвышенному” и “необычному”
[О.В.Сафуанова]. Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением
сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении,
снижением самооценки и повышением персивераторных тенденций (снижением слитности)
на уровне тонкой моторики [П.В.Яньшин]. “Импульсивная жизненная сила красного в
коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается или, как говорят
художники, “замирает”. У коричневого остается только жизненное состояние. Эта
жизненность, теряя активность, становится пассивной. Коричневому цвету часто
отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой
они находятся, неразрешима” [KIar].
СЕРЫЙ
Ассоциируется со старым возрастом [F.Birren]. По семантическому дифференциалу имеет самую низкую
оценку, является самым пассивным, очень
слабым и низко оцениваемым [F.M.Adams, Ch.E.Osgood;
J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood].
Производит наименьшее возбуждающее воздействие [Л.Сивик]. Оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный,
неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный [А.М.Эткинд], а
при атрибуции другому человеку выражает негативное отношение [П.В.Яньшин].
“Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше
возрастает перевес безутешного и выступает удушающее” [В.Кандинский].
БЕЛЫЙ
Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в
своем влиянии [F.Birren]. Общее
представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада,
снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный,
искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность [F.Birren]. По семантическому дифференциалу
оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно
слабый [J.V.Williams, J.K.Morland,
W.L.Underwood]. “Символ вечного противодействия со скрытой
возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто
как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению”
[В.Кандинский). “Белый — это образ-отражение духа в душевном” [Р.Штейнер].
ЧЕРНЫЙ
В ауре — указатель ненависти и злобы (C.W.Leadbeater).
Ассоциируется с унынием и мраком (W.Wellman).
Общее представление: пространственная темнота; умственные
ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации:
траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации:
отрицание духа, смерть [F.Birren]. Ассоциируется с
глубокой тоской, упадком [А.Н.Лутошкин; О.В.Сафуанова]. По семантическому дифференциалу
оценивается как самый сильный, очень плохой и умеренно пассивный [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood].
Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического
состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности,
неконтактности, замкнутости; снижением
энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым
воздействиям [П.В.Яньшин.]. “Символ абсолютного противодействия без возможности
(смерть). Центростремительное движение, как в синем, но в окаменелой форме. Как
вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное”
(В.Кандинский). “Черный — образотражение мертвого в духе” [Р.Штейнер].
|