Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней
активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности,
плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится
конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего
психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы,
в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие
моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть
познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок
сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители
или взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и
они успешно ими пользуются. Ребенок много может сам, родители способны
понять и успокоить его. Вот и успокойте!
«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился,
хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ
доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к
груди – это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю» (для детей с, 5 лет, авторское)
«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки,
крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни,
и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты –лев!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего,
уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и
свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои
руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие
могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец,
напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий
глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся,
третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6 – 10 раз.
«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и
свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой
рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни
головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть
осталось, повтори еще».
«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и
указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой
снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10
раз в одну сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни
ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между
бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами:
«Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в
горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу,
дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую.
Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» – выдохни.
Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки,
встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты
– стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по
сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо
помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты
настоящий защитник!»
«Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!»
Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие,
подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно
согласится, и тебе будет интересно».
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни
руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику
сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим
ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу
доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь,
что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит
к тебе!»
«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше
по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на
щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову,
шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там.
Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с
ним».
«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой
оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся
«разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными
частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно,
осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и
закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и
выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с
ней все хотят играть!»
«Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то
сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними
плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз,
и тебе сразу станет легче.
«Торт» (для детей с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые.
Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука,
другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый –
повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить
тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка
массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко» «разливается»
руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар – он «посыпает» тело, и
немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам.
Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто
кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все
составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец
тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми
цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок,
описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого
участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко.
Большая часть торта достанется родителям и друзьям.
Замечание:
Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.
Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины, компот и т.д.
Источник: http://www.psylist.net/
|