В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с
просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно
– не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия. А давайте посмотрим,
что в психо-эмоциональном развитии ребенка значат животные.
Человек – часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного
царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем
животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал
«инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в
танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.
Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних
людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия,
которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить
резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не
задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность
(вспомните «Рисунок семьи», где собака – полноправный и значимый ее
член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более
родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным
взрослому.
Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними
(«Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это
позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на
конкретность их мышления (вспомните Дашеньку-пантеру). Испытывая страх
и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут
переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое
символическое значение.
Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния
сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, –
зависимости, преданности, открытости, простоты; волк – угрозы для
жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство,
отцовство; лошадь – дружескую помощь и трудолюбие; птица – символ связи
с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета, рыба –
мудрость и спокойствие.
Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.
«То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в
сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, – пишет в книге «Как
на самом деле любить детей» американский детский психолог Р. Кэмпбелл,
– и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов
решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок».
Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников,
мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы
животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их
изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и
собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как
феи и волшебники, короли и принцессы – это придуманные герои, а зверей
можно увидеть, потрогать.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои
негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети
нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают:
уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение
подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с
объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими
меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать,
сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо
легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными
необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У
замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют
друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом
с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители
заняты своей жизнью.
В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
Автор совместно с психологом Рыжковой 3. Л. провели интересный
эксперимент в одном из детских садов. На занятия в группу тревожных,
агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю.
Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях,
любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и
привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением «обучила»
детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять
психо-эмоциональное напряжение. Моя обычная домашняя кошка сделала
доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже
других, многое могут, а, самое главное, свободны и независимы, имеют
право «гулять сами по себе», но и нуждаются в поддержке друзей.
В гости к детям в садик дважды «заходил» и мой добрый большой и черный
пес Блэк. Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда поддерживать
игру, открытостью и преданностью он завоевал дружбу детей. Его огромные
размеры, сила и большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они
научились быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно
относиться друг к другу.
Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем
больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он
научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у
собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и
доброжелательности, преданности и верности.
Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.
Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в
соответствии с особенностями своего характера. Собак, например,
предпочитают немцы, а кошек – англичане и американцы. Есть мнение, что
собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек
спокойные, мягкие, снисходительные.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает»
напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления,
помогает выздоровлению после операций.
Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное,
теперь можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку, нужно и
Дашеньке быстрее принести в дом котенка.
Источник: http://www.psylist.net/
|