Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной
педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.
Задачи программы:
- развитие у детей на основе разного
образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской
деятельности, поведении, поступках;
- способствовать
развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному
познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие творческой активности детей, воображения;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение
единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе
технологии – интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками,
игры и другие виды детской деятельности.
Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных
блоков: «Познание», «Гуманные отношения», «Созидание», «Здоровый образ
жизни».
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его
взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе
представлены произведения устного народного творчества, народные игры,
музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и
обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их
продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право
самостоятельно определять необходимость проведения, содержание, способ
организации и место в режиме дня.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка,
воспитание позитивного отношения к окружающем миру, включает новый
важный раздел «Отношение к самому себе».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями
дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний
(пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год
жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы,
посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи
программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
- особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
- общие задачи воспитания;
- представления (ориентации);
- практические умения;
- уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
- методические советы;
- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
- заключение.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности
дошкольника, программа обеспечивает развитие наглядно-образного
мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников
любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря
насыщенности программы познавательными задачами и расширения круга
объектов познания (люди и их отношения, мир предметов, трудовая
деятельность, природа, искусство).
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей проблемами, идеями,
включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует
реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя
деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление
к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и
достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной
деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая
среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие
взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием
интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности,
самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей
педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость,
любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к
творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды
ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование наглядно-практических методов и способов организации
деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и
экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является
участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных
опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными
стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении
игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим
примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на
возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты
объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на
экспериментирование, рассуждение, предложение.
http://www.psylist.net/
|