Развивающаяся психика детей до 9-летнего возраста пластична и готова к
коррекции. Она должна быть направлена на формирование не изолированных
действий путем их «натаскивания, тренировки и дрессировки», а базисных
психологических факторов, лежащих в основе высших психических функций,
к которым относится и функция речи. Ее полноценное становление, в свою
очередь, служит необходимым условием для успешного развития
абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования,
рефлексии, ответственности и т.д
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является
Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том,
что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по
определенным законам: эти законы можно познать и использовать для
сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских
задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную
науку, так как решение изобретательских задач строится на системе
логических операций.
Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.
В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного
периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного
детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность»
подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком,
навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и
форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если
oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя
что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории
основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его
обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и
способами деятельности.
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной
педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.
Программа «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова) задумана и
разработана как комплексная программа для родителей и педагогов,
воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой
синтез монопедагогической технологии для взрослых, заинтересованных в
укреплении здоровья детей, в своевременном и полноценном развитии,
воспитании и подготовки к погружению в систему образования.