Технология ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является
Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том,
что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по
определенным законам: эти законы можно познать и использовать для
сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских
задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную
науку, так как решение изобретательских задач строится на системе
логических операций.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом
использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и
появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый
раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом
используются в детских садах для развития у дошкольников
изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического
мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям
инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств
творческой личности, способной понимать единство и противоречие
окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику
является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог
должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том,
что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она
становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и
занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все
занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы,
материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые
свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение
противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними
истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих
изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и
сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования
объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в
объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то
вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения
противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель
формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести,
и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.
Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества —
воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так
как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде
льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и
находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой
фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям
предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый
учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую
игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных
задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся
эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую
деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и
т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию,
используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из
любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок
рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий
потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой
деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где
необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты
творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.
Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий
язык, понять друг друга.
http://www.psylist.net
|