Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.
В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного
периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного
детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность»
подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком,
навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и
форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если
oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя
что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории
основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его
обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и
способами деятельности.
Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей,
которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем
с помощью специфических для дошкольников средств решения задач.
Основным при этом является построение и использование образов,
соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам
отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В
процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам,
общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В
процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют
различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). В
основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель
воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и
партнерства между взрослыми и детьми.
Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.
В задачи программы входит развитие:
- сенсорных способностей и усвоение символов,
являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и
творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие
эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы,
живописи, музыки;
- способностей к наглядному моделированию;
- элементов логического мышления.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей
проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать
идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Технология программы «Развитие» требует установления новых
взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной
модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов.
Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в
решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием
активности, самостоятельности.
http://www.psylist.net
|