Тип странного погруженного в себя человека, возможно
вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в
социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в культуре.
Загадочность таких людей часто вызывает особый интерес к ним, с ними нередко
связывается представление о чудаках, святых, Божьих людях. Как известно особое
место занимает образ юродивого, дурачка, способного подозревать то, чего не
видят умные, и говорить правду там, где лукавят социально приспособленные.
Отдельные профессиональные описания как детей с
аутистическими нарушениями психического развития, так и попыток врачебнойи педагогической работы с ними стали
появляться еще в прошлом столетии. Так, судя по ряду признаков, знаменитый Виктор
« дикий мальчик», найденный в начале прошлого столетия недалеко от французкого
города Аверона , был аутичным ребенком. С попытки его социализации,
коррекционного обучения, предпринятой доктором Э.М. Итаром, и началось ,
собственно, развитие современной специальной педагогики.
В 1943 г. Американский клиницист Л. Каннер, обобщив
наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого
клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его
«синдромраннего детского аутизма».
Доктор не только описалсам синдром, но
и выделил наиболее характерные черты его клинической картины. На это
исследование в основном опираются и современные критерии этого синдрома,
получившего в последствиивторое
название –«синдром Каннера». Необходимость
идентификации этого синдрома, видимо настолько созрела, что независимо от Л.
Каннера сходные клинические случаи были описаныавстрийским ученым Г.Аспергером в 1944г. И отечественным исследователем
С.С. Мнухиным в 1947г.
Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома РДА,
обобщенными в клинических критериях, являются:
·Аутизм как таковой, то есть предельное,
«экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению
эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны
трудности установления глазного контакта, взаимодействия мимикой, взглядом,
интонацией. Эти трудности проявляются даже с близкими людьми. В наибольшей мере
РДА нарушает развитие отношений со сверстниками.
·Стереотипность в поведении, связанная с напряженным
стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление
малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними. Поглощение
однообразными действиями - моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и
взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех жезвуков, фраз, слов; пристрастие к одним и тем
же предметам, одним и тем же манипуляциями с ними: трясению, разрыванию,
верчению; захваченность стереотипными интересамиодной и той же игрой, одной темой в
рисовании, разговоре.
·Особая характерная задержка и нарушение развития
речи, прежде всего - ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым
данным даже в половине случаев это может проявляться как мутизм. Когда же
устойчивые речевые формы развиваются , они тоже не используются для
коммуникации: так, ребенок может увлеченно декларировать одни и те же
стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых
случаях. Характерны эхолалии, длительное отставание в способности правильно
использовать в речи личные местоимения. Характерно, что речевые нарушения
проявляются в контексте общих нарушений коммуникации: ребенок практически не
использует мимику и жесты. Кроме того,
обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи.
·Раннее проявление указанных расстройств ( до 2,5
года) . При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об
особом раннем нарушении психического развития ребенка.
Каннер считал, что РДАне обусловлен умственной отсталостью.
Некоторые его пациенты имели блестящую память, музыкальную одаренность;
типичным для них было серьезное, интеллигентное выражение лица. Однако
дальнейшее исследования показали, что, хотя часть аутичных детей действительно
имеет высокие интеллектуальные показатели, в очень многих случаях РДАмы не можем не видеть глубокой задержки
умственного развития.