Что такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство.
СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей
обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях
с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.
Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания
(дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности.
Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по
мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность
могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой
для неврозов, социальной дезадаптации.
Что такое
дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности,
трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности
внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми
переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
Что такое
гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ
варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем
школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью,
суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Что такое
импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто
действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ,
не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать
своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла
может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в
драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Как в СДВГ
сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Синдром дефицита внимания был впервые описан в
1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими
препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко
выраженных неврологических признаков нарушение получило название
ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено
анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные
мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на
DSM – международной психиатрической классификации.
По DSM IV выделяют три типа СДВГ:
Смешанный тип: гиперактивность
в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая
форма СДВГ.
Невнимательный тип: преобладают
нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
Гиперактивный тип: преобладает
гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
Когда обращаться
к специалистам?
Поводом для обращения к специалистам могут быть
приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз
СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают
за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны
сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Диагностические критерии СДВГ по классификации
DSM-IV (1994)
(1) Из перечисленных ниже признаков
хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Часто неспособен удерживать внимание
на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в
школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание
при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что
ребенок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться
предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением
уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что
никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью
понять задание).
Часто испытывает сложности в организации
самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение
заданий, которые требуют длительного сохранения умственного
напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе
и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши,
книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных
ситуациях.
(2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности
и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка
не менее 6 месяцев:
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Часто наблюдаются беспокойные движения
в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встаёт со своего места в классе
во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться
на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную
активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем
в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть
или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении
и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Часто отвечает на вопросы не задумываясь,
не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди
в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим
(например, вмешивается в беседы или игры).
Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности
и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих
в возрасте ребенка до семи лет.
Проблемы, обусловленные вышеперечисленными
симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки
(например, в школе и дома).
Имеются убедительные сведения о клинически
значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
В случаях полного соответствия наблюдаемой
клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам
(1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной
формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное
соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии
критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное
соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их
соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая
формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
* * *
Вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть проблема?
Остерегайтесь поспешных выводов!
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем.
Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно
хорошо различают норму и отклонения.
Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей
ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия
перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства,
синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания
не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно
ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту.
Каковы причины
СДВГ?
Существуют различные мнения о причинах возникновения
гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность),
особенности строения и функционирования головного мозга, родовые
травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые
месяцы жизни, и т.д.
Каков оптимальный
возраст для постановки диагноза СДВГ?
Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно
объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем
возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют
раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция
– тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой
и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома,
с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому
если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту
и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных
причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем
мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит
внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.
Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр
или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются
опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские
проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной
основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию,
а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое
действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском
периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное
и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.
Ребёнку поставили
диагноз СДВГ. Что дальше?
СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками
его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы
СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный
характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ
и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен
быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу
со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции,
психотерапии, а также медикаментозное лечение. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком
должна быть направлена на решение следующих задач:
Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно
научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность,
навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности
за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей,
правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
Установить контакт со школьными педагогами,
ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ,
эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности
в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений
успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные
стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические
функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся
трудностей.
Решение вопроса о назначении медикаментозной
терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе
препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в
отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений.
Рекомендации
родителям
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью
можно свести к следующим:
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь
"позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его
усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации
внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет
уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку.
Поощрение желательного поведения может быть не только словесным,
но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными
из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п.,
а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" –
лучше попробуйте переключить его внимание.
Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно,
спокойно, мягко.
Давайте ребёнку только одно задание на определенный
отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте
долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
Для подкрепления устных инструкций используйте
зрительную стимуляцию.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
Избегайте, по возможности, скопления людей.
Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно
возбуждающее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером.
Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку
оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Невозможно и не следует подавлять повышенную
двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны
ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные
прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые
одновременно развивают внимание (например, физические упражнения,
когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен
следовать только указаниям).
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите
ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка,
шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания,
умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других
детей.
Больше играйте с ребёнком: через эту самую
близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
Работайте в постоянном контакте с педагогом.
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись
впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно
испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование,
чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими
эмоциями - ваша первая задача.
Прочтите всё, что можете достать о той проблеме,
с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема
возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений,
выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее
подходит для вас и вашего ребёнка.
Конечно, не следует воспринимать эти советы
как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен.
Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального
невропатолога или психоневролога.