http://adhd-kids.narod.ru
Дети с проблемами поведения
По материалам статьи Ади Кац из израильской газеты "Маарив" (приложение
"Стиль" – "Сигнон"), 14.01.2004
Перевод - СДВГ мама
|
Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том
числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с органическими
проблемами.
Специалисты согласны с утверждением, что лекарственное лечение стоит на втором
плане, и советуют прежде всего понять этих детей.
|
Маленькими они кажутся забавными, эдакие проказники-непоседы с излюбленным
словечком "нет". Но становясь старше, проказник превращается в "трудного" или
"проблемного" ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается
звания "гиперактивный", и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих.
А милому малышу, что все время кричал "нет", ставят диагноз "оппортунистическое
вызывающее расстройство".
Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и
враждебными. Воспитательница или учительница звонят через день, чтобы сообщить,
что дальше так продолжаться не может. Родители превращаются в грушу для битья как
со стороны ребенка, так и со стороны учебного учреждения. Родственники и друзья
сыплют соль на рану, обвиняя их в плохом воспитании. Нередко такие родители
пытаются разобраться, об этом ли они мечтали, произведя ребенка на свет.
Родители семилетнего Офира (имя вымышленное, как и все остальные имена в этой
статье) называют его "трудным ребенком". "Он был абсолютно нормальным малышом, -
рассказывает его мать Далья. – Не было проблем ни со сном, ни с кормлением. В
возрасте около двух лет он стал несколько более энергичным. Мы с мужем отнеслись к
этому положительно. Он был любознательным, все исследовал и проверял, бил и ломал,
но мы не видели в этом ничего плохого. Одновременно он стал непослушным, но мы
знали, что это свойственно двухлеткам, и не придали этому значения. В два с
половиной года он перешел в новый садик, и там начались проблемы. Воспитательница
стала жаловаться, что он беспрерывно плачет, задирает других детей, толкается, не
умеет играть с детьми. Мы были весьма удивлены, потому что в прежнем садике он вел
себя прекрасно. На следующий год, когда проблемы продолжились, мы поняли, что надо
что-то с этим делать. Мы обратились к педиатру, который направил нас в институт
детского развития. В институте врач и трудотерапевт обследовали ребенка и сказали,
что у него низкий порог чувствительности и что его поведение объясняется
потребностью в сильных эмоциях. Мы начали курс трудотерапии, и сыну это очень
нравилось. Однако в садике это не помогло: он по-прежнему плохо себя вел. Мы
обратились в семейную консультацию, чтобы попробовать научиться обращаться с ним.
Психолог много рассказывал нам о границах, но мы не чувствовали, что это наша
проблема. У нас было ощущение, что с этим он родился, поскольку его сестру мы
воспитываем точно так же, а ведет она себя иначе".
"Когда он пошел в школу, началось самое ужасное, - говорит Далья. – Он не мог
сосредоточиться на уроках, постоянно двигался, мешал другим детям, влезал в слова
учителя, дрался на переменах. Мы были в отчаянии. Учительница посоветовала
обратиться к невропатологу, и тот поставил сыну диагноз "синдром дефицита внимания
с гиперактивностью". Сегодня он принимает риталин, и это помогает ему сосредоточиться
и успокаивает его. Проблема в том, что мы даем ему только одну таблетку утром, и
этого хватает лишь на школьное время. Дома он ведет себя по-прежнему: бьет сестру,
ругается, кидает вещи, - и это очень тяжело. Несмотря на то, что мы много читали о
его проблеме и знаем, что не виноваты, нас не покидает ощущение неудачи".
Далья признается, что больше всего ее расстраивает отношение окружающих к Офиру.
"Мы знаем, что у него органическая проблема. Но окружающие не понимают, что мы имеем в
виду, потому что внешне он нормальный умный ребенок. Родители мужа говорят, что все
из-за того, что мы недостаточно строги с ним. Поди объясни им, что таким он родился".
Американский психолог доктор Росс Грин (Ross Green) называет таких детей, как
Офир, "упрямыми взрывными детьми". По его описанию, они склонны к отчаянию и
хроническому упрямству, легко взрываются. В своей книге "Взрывной ребенок"
("The Explosive Child") он рассказывает о детях, которые пришли к нему на лечение
из-за приступов гнева, непослушания, неустойчивого настроения и словесной и
физической жестокости. "В прошлом, - пишет он, - в них видели разбалованных, упрямых
и манипулятивных детей и обвиняли в их поведении родителей. Но современные
исследования показывают, что дело намного сложнее и здесь замешаны
нейробиологические факторы".
- Важно отметить, что беспокойное поведение, раздражительность и вспышки гнева
могут появиться у любого ребенка в определенной ситуации, - говорит Илана Ландау,
психолог-специалист по детскому развитию. – Однако необходимо обратить внимание на
количество и частоту подобных случаев. Родители не всегда могут знать, когда
явление выходит за пределы нормы, но если у них есть подозрения – стоит их
проверить.
- Как определить аномальное поведение?
- Надо выяснить, когда начались эти явления: вслед за какими-либо особыми
событиями, происходит ли это в садике или дома, как долго длится и насколько
мешает. Когда родители приходят ко мне с подобным случаем, я прежде всего выясняю,
есть ли у ребенка проблемы с чувствительностью, особенно если речь о дошкольнике.
Низкий или высокий порог чувствительности нередко приводит ребенка к избытку чувств
и разрушительству. Ребенок с низким порогом чувствительности действует на окружение
с огромной силой. В ответ он получает негативные оценки, чувствует себя непонятым и
реагирует на это с отчаянием. Ребенок с высоким порогом чувствительности не любит
прикосновений и шума и может реагировать на это беспокойным, гневным и упрямым
поведением. Другое распространенное явление - это СДВГ, синдром дефицита внимания
с гиперактивностью, который характеризуется сильной импульсивностью и отсутствием
тормозов. Когда такого ребенка не понимают и он переживает неудачи из-за нарушения
внимания, его реакция может зачастую выливаться в приступы гнева.
По словам Ландау, для вспыльчивых детей характерно ощущение непонятости,
"потому что ребенок, который чувствует, что его понимают и принимают, проявляет
взаимодействие".
Замкнутый круг вспышек
- Самая большая проблема детей с нарушениями поведения в том, что действительно
сложно проявить солидарность с ними и отождествиться с их страданиями, - говорит
Ирис Манор, руководитель отделения по проблемам нарушения внимания при больнице
"Геа" и руководитель института "Анигма". – Вам не хочется выяснять, что гнетет
того, кто издевается над животными, избивает других детей, поджигает и крадет.
По ее словам, угнетенность довольно часто может быть вызвана нарушением
внимания, гиперактивностью, а иногда и депрессией, импульсивностью и агрессивными
побуждениями. Из-за реакции окружающих возникают также психологические проблемы,
такие как заниженная самооценка и ощущение неудачника. "Дети хотят преуспевать и
нравиться родителям. У ребенка, который чувствует, что он постоянно терпит
неудачу, развиваются поведенческие расстройства". Манор подчеркивает особое
значение ранней диагностики и лечения. "Как только мы ломаем замкнутый круг,
ребенок начинает добиваться успехов и удовлетворять себя и других, он не
расстроен, и его сопротивление уменьшается. Маленькие дети более податливые, и еще
есть возможность повернуть колесо назад. Когда лечение начинается в подростковом
возрасте, приходится бороться со множеством сопутствующих проблем".
Доктор Манор считает, что следует провести клиническую диагностику: во-первых,
побеседовать с ребенком, чтобы выяснить его эмоционально-душевное состояние.
"Необходимо изолировать каждую проблему и прежде всего заняться самыми неотложными
проблемами, такими как депрессия и страх, потом проблемами поведения, а затем –
всеми остальными. Диагностика также включает в себя оценочные шкалы, опросники для
родителей и воспитателя или учителя и тест TOVA. TOVA – это компьютерный тест
продолжительного функционирования для СДВГ, который является вспомогательным
диагностическим средством, а также помогает оценить эффективность лекарственной
терапии при нарушении внимания".
Проявления поведенческих расстройств меняются в процессе развития, в
зависимости от умственных и двигательных способностей ребенка. Доктор Дана
Лерер-Амисар, детский психиатр и руководитель отделения психиатрии раннего
детского возраста при больнице Рамбам, объясняет, что "в младенчестве трудный
характер проявляется в плохой еде и сне, в склонности к продолжительному плачу, в
избыточной подвижности. В возрасте от полутора до трех лет мы видим избыток
самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева.
С трех до шести лет такое поведение начинает вызывать негативную реакцию
окружающих, вследствие чего возникает замкнутый круг низкой самооценки, ускоряющей
регрессию. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения
справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и
иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы
усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость. В школе и дома его считают
"плохим ребенком", и нередко он "содействует" своему негативному образу и ведет
себя еще хуже". По ее словам, чрезвычайно важно провести такому ребенку
дифференциальную диагностику, "дабы не упустить неврологическое или психическое
заболевание, такое как депрессия, психоз или СДВГ".
- Являются ли причины проблемного поведения врожденными, или же оно
вызвано окружающей средой?
- Это очень индивидуально. Но в большинстве случаев мы замечаем сочетание
факторов. Врожденным фактором может быть, к примеру, трудный характер – стиль
поведения, с которым ребенок родился. У многих малышей с трудным характером в
дальнейшем развиваются проблемы поведения. Важно отметить, что в этом нет
родительской вины, но родители могут регулировать поведение малыша. Возможные
дополнительные факторы – это болезни или патологии мозга, такие как черепные
травмы или нарушение химического равновесия мозга. Фактором окружающей среды может
быть также родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны
родителей. Я верю, что любой родитель любит своего ребенка, но не каждый способен
выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку. Такие вопросы, как
стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют
существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен
усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не
научили этому родители. Когда мы говорим о границах, важно знать о двух сторонах
медали. Есть дома, где вообще не существует границ: еда и сон в любое время и в
любом месте; жестокость, которую никто не останавливает; а некоторые родители даже
верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. С другой
стороны, чрезмерное наказывание приводит ребенка к отчаянию, что также может
привести к проблемному поведению.
- Может ли окружащая среда быть единственной причиной поведенческих
проблем?
- Нет, но она может усугубить положение. Чем труднее ребенку сдерживаться,
из-за внутренних причин, тем больше ему нужно лучшее окружение, родители, которые
обратят внимание, когда он возбужден, устал или голоден, и загодя предотвратят
взрыв. Надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители,
которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, не
смогут сделать это для своих детей. Так возникает замкнутый круг.
Сигналы тревоги в детском саду
Профессор Алан Аптер, психиатр медицинского факультета Тель-Авивского
университета и больницы "Шнайдер", добавляет, что нарушения поведения могут быть
также вызваны страхами, например, страхом одиночества, который приводит к отказу
идти в детский сад или к друзьям и к настойчивому желанию спать с родителями.
"Есть и социальные страхи, когда ребенок боится и стесняется в присутствии других
детей. Если родители пытаются заставить его завязать дружеские отношения с
другими, его реакция может быть неприятна окружающим". Еще одна распространенная
проблема, которую, по словам профессора Аптера, обычно вообще не замечают у
детей, - это депрессия. Депрессия может быть выражена приступами гнева,
раздражительностью, суицидными мыслями, расстройствами пищевого поведения, сна и
снижением школьной успеваемости. По данным некоторых исследований, у детей может
также проявиться биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз),
выраженное нервностью и раздражительностью.
Два распространенных расстройства, связанных с проблемным поведением, - это
вызывающее оппозиционное расстройство (ODD – oppositional defiant disorder) и
кондуктивное расстройство (CD – conduct disorder). Первое расстройство (ODD)
характеризуется частой потерей самоконтроля, склонностью к пререканию,
сознательным непослушанием, желанием досадить, обвинением других в ошибках и
мстительностью. Второе, более серьезное расстройство (CD) может появиться уже в
возрасте 7 лет и проявляется в правонарушениях и антиобщественном поведении:
угрозах, ожесточенности, разрушительстве, обмане, воровстве, побегах, употреблении
алкоголя и наркотиков и др. "Иногда бывает трудно отличить ребенка с ODD от просто
наглого ребенка, - говорит профессор Аптер. – Как бы то ни было, если ребенок
ведет себя агрессивно уже в детском саду, это должно послужить сигналом тревоги.
Если не начать лечение в раннем возрасте, велик шанс того, что ребенок скатится к
жестокости и преступности".
К более редким синдромам, которые диагностируют у детей, относятся: синдром
Туретта (непроизвольные тики и речь) и синдром Аспергера (вариант аутизма,
характеризующийся трудностями социальной интеграции, расстройствами пищевого поведения,
которые могут возникнуть уже в возрасте 6-7 лет, и такими психотическими
нарушениями, как шизофрения, что все же встречается реже). "Невозможно выявить эти
синдромы путем анализа крови или рентгена, зачастую ребенок еще слишком мал, чтобы
сделать однозначные выводы, - объясняет профессор Аптер. – Синдром Аспергера,
аутизм или страхи, например, можно диагностировать в возрасте 3-4 лет, а СДВГ,
шизофрению или депрессию – только в 5 или 6 лет".
Что делать с ребенком?
Одиннадцатилетнему Гилю поставили диагноз СДВГ и дислексии лишь в первом
классе. Но его мать Ронит рассказывает, что проблемы с Гилем начались уже в
детском саду: "Видимо, он был чем-то расстроен, и поэтому начал досаждать другим
детям. Позднее мне стало известно, что воспитательница отреагировала на его
поведение с жестокостью, и это, возможно, ухудшило положение. В подготовительной
группе дела пошли еще хуже. Садик располагался в здании с первоклассниками, так
что в одном пространстве находились 70 детей. Там вечно царили страшный шум и
беспорядок, что, видимо, вызвало у него стресс. Он не мог привыкнуть и не проявлял
взаимодействия. У него также были трудности социального порядка. Дети не хотели с
ним играть, потому что за ним закрепился ярлык задиры. Дома он часто ссорился с
братьями и не слушался меня. В институте детского развития нас направили к
логопеду и трудотерапевту. Мы прошли курс занятий, но это совершенно не помогло".
После того, как Гилю поставили диагноз, родителям порекомендовали давать ему
риталин. Вскоре ему предстоит дополнительное обследование у психиатра. "Мы дали
ему риталин, но, как мне кажется, это только ухудшило его состояние. Мы попробовали
лекарство концерта, которое должно было действовать на него на протяжении всего
дня, но и это не помогло. Два года назад я перевела его в специальный класс, но и
там он не справляется. В школе он дерется, поступает назло учителю и ни с кем не
ладит. Я уже не знаю, что делать".
Чтобы всерьез заняться проблемами поведения, Илана Ландау советует прежде всего
обратиться к педиатру, который знает ребенка. "Он может дать направление в
институт детского развития или в центр психического здоровья. В любом случае,
рекомендуется комплексный подход. Если идет речь о проблемах чувствительности,
назначается трудовая терапия. При нарушении внимания надо обдумать необходимость
лекарственного лечения. Во всех случаях необходима также параллельная психологическая
помощь, которая включает в себя элементы коррекции поведения и родительский
инструктаж. Хотя большинство упомянутых проблем имеют биологическое происхождение и
в них нет вины родителей, они все же должны научиться исправлять формы поведения и
отношений в домашней обстановке. Во время родительского инструктажа мы проверяем
уровень взаимодействия между родителями и детьми и работаем над улучшением их
взаимоотношений. Если родители научатся лучше понимать своего ребенка и определять
его нужды – будет меньше разочарований и отчаяния".
Доктор Дана Лерер-Амисар тоже подчеркивает важность системного подхода:
"Необходимо привлечь школу или сад к сотрудничеству с обоими родителями. В лечении
поведенческих расстройств большое значение имеет образ отца". По ее словам,
лечение должны проводить специалисты в области детской психики. Можно давать
лекарства ребенку дошкольного возраста, но только в самых крайних случаях: если
стоит угроза исключения его из учебного учреждения, либо он не проявляет
содействие в процессе психологической терапии.
Профессор Алан Аптер добавляет, что иногда надо подумать о возможности
перевести ребенка в другой, более подходящий ему сад или класс. "Проблемам страхов
и настроения, - говорит он, - можно помочь в рамках лечебных семинаров, которые
проводятся в нашей больнице "Шнайдер" и основываются на теории обучения. Но
поскольку психологическое лечение, в отличие от лекарств, не субсидируется,
некоторые иногда предпочитают лекарства".
Стимулирующие препараты (самый известных из них – риталин), которые считаются
сегодня наиболее эффективным способом лечения нарушения внимания, могут, по словам
доктора Ирис Манор, справиться и с поведенческими проблемами. "Особо эффективное
лекарство – концерта, ее период действия – 12 часов, что позволяет "покрыть" весь
день. К тому же у концерты намного меньше побочных явлений. Есть дети, которые
нуждаются в лекарствах также для снижения импульсивности и внезапных побуждений.
Между тем, коррекция поведения и родительский инструктаж чрезвычайно важны, их
цель – помочь ребенку и его родителям, страдающим от чувства вины, обиды, гнева и
стыда. Занятия с родителями помогают им лучше понять и принять своего ребенка.
Коррекция поведения, которую они проводят дома, помогает улучшить атмосферу".
Несмотря на то, что не всегда легко создать сооветствующую детям обстановку и
научить их избавляться от старых привычек, доктор Росс Грин в конце своей книги
выражает оптимизм по поводу способности "взрывных детей" справляться с трудностями.
Он напоминает родителям, нередко стоящим на грани отчаяния, что эти дети лучше
всего реагируют тогда, когда они получают подходящую профессиональную помощь и
когда их просто понимают.
|